Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Экспертно-проектный семинар по Г(М)З в Забайкальском крае> Лекция Романа Селюкова «Модель перехода ОУ Забайкальского края на финансирование г(м)з

Роман Селюков. Модель перехода образовательных учреждений Забайкальского края на финансирование государственных (муниципальных) заданий




19 ноября в рамках работы экспертно-проектного семинара «Запуск пилотной апробации механизмов государственных (муниципальных) заданий образовательным учреждениям Забайкальского края» проходит лекция Романа Селюкова «Модель перехода ОУ Забайкальского края на финансирование муниципальных (государственных) заданий.

На лекции присутствовало более 300 человек из 32 муниципальных образований, в том числе руководители  муниципальных органов управления, представители финансово-экономических служб МОУО и ОУ,  руководители ОУ, педагоги Забайкальского края.
В начале лекции Роман Селюков остановился на двух механизмах формирования  ГМЗ.
Первый механизм – доведение финансовых средств до ОУ по нормативу. Существующее законодательство в регионе не отвечает данному требованию.

Муниципальный норматив может быть не обязательно подушевым. В условиях города возможен кластерный подход (типовое/нетиповое, ветхое здание и т.д.). Норматив можно установить по квадратным метрам. Это полномочия муниципалитета. В крупном городе возможно установление и подушевого. Это удобно для совмещения с региональным нормативом. В ином случае сложно рассчитать стоимость услуги. Существуют определенные подходы в расчете  стоимости содержания здания на одного ребенка. Но это уже не норматив, а расчет затрат на одного ребенка, что не одно и тоже.

Второй  механизм – механизм оказания прочих услуг по заданию муниципалитета. Для ОУ может быть определена образовательная и необразовательная услуга. Образовательная - профессиональной подготовка (например, краткосрочная подготовка детей к профессиональному обучению). В условиях отсутствия механизмов расчета контрольных цифр в учреждения профессионального образования ОУ может реализовывать программы профессиональной подготовки. Сложнее с услугами ДОД, это актуально в небольших поселениях, где нет учреждений ДОД. Учреждения может оказывать подобные услуги для детей дошкольного и школьного возраста.

Иные услуги, необразовательные, можно оказывать из перечня утвержденных услуг по другим ведомствам. Это важно для небольших сельских школ.

Надо проанализировать реестры муниципальных услуг, требования к исполнению услуг, требования для включения услуг в реестр. В случае неоказания услуг в конкретном поселении, включенных в реестр, ущемляются права граждан.
Далее Роман Селюков поставил задачу на сегодняшний день. Необходимо провести опрос всех директоров школ и руководителей МОУО по вопросу о том, какие услуги школы оказывают и могут оказывать, готовы оказывать как услугу, но не предоставляют, т.к. нет у населения возможности оплатить ее.

Следующая задача - необходимо определиться с показателями качества оказываемой услуги. У учредителя появляются возможности отслеживать качество услуг и решать возможности воздействия на ОУ через изменение механизма финансирования, при этом нельзя снижать норматив на одного ребенка, но можно разместить услугу в другом месте.
Роман Селюков порекомендовал обсуждать показатели качества оказываемых образовательных услуг с общественностью, утверждать законодательными актами органов муниципальной власти.

Необходимы механизмы рейтингования качества оказываемых услуг. Рейтинг может быть муниципальным или сквозным региональным. Механизмы рейтингования, как  механизм влияния на формирования услуг и формирования сети, позволяет отказаться от предоставления задания в учреждениях, занявших на рейтинге последние места.
Многие муниципалитеты боятся отдавать ОУ деньги в форме субсидии из-за опасения их неэффективного использования. Но в показатели можно включить и показатели состояния зданий, обеспечение учебно-методическим оборудованием, т.е. условий предоставления образовательной услуги. В этом случае в лучшей ситуации находятся автономные учреждения, которые не подчиняются 94-ФЗ. Можно заложить в показатели качества финансовые и экономические параметры для снижения неэффективных расходов.  

На региональном уровне необходимо разработать механизм, как оставить деньги в ОУ при снижении его неэффективных расходов. В качестве одного из выходов Роман Селюков предложил формирование фондов качества за счет средств при снижении неэффективных расходов. Регион может включить в показатели образовательных услуг строгие критерии соотношения ФОТ учителей и иных работников как 70% на 30%. При этом муниципалитеты должны будут прилагать огромные усилия по созданию рынка услуг (клининговых, психологических, услуг социального педагога и т.д.). Это уже сейчас возможно в г. Чите, где есть специализированные учреждения. Это очень важно: механизмы аутсорсинга могут быть закреплены в критериях качества оказания ГМЗ. Здесь возможен механизм поддержки ЧП и малых предприятий для оказания подобных услуг, что позволит создать дополнительные рабочие места в муниципалитете.

В завершении лекции Роман Селюков обозначил первоочередные задачи для муниципалитетов:
1.    Обустройство механизмов доведения средств до ОУ по нормативам.
2.    Четко выстроить механизмы финансирования ГМЗ для ОУ.
3.    Обеспечить разработку и внедрение параметров качества выполнения ГМЗ и через них развивать эффективное расходование бюджетных средств.

Татьяна Рыжкова, заведующая Центром модернизации образования ЗабКИПКРО, задала вопрос о том, возможно ли в переходный период при смене типа ОУ финансирование по смете.

На что Роман Селюков ответил: «Новое бюджетное учреждение должно финансироваться только по ПФХД на основе ФЗ №83. Старые бюджетные финансируются только по смете – это требование бюджетного кодекса».
Бальжит Дамбаева, заместитель министра МОЗК, попросила прояснить вопрос о возможности поэтапного перехода в АУ сначала в БУ и только потом  в АУ.

На что Роман Селюков пояснил, что с позиций законодательства это возможно, но практически – нецелесообразно, с точки зрения «взращивания» руководителей ОУ в условиях отсутствия экономической самостоятельности. Для иллюстрации своего ответа лектор привел пример гимназии г. Екатеринбурга «Корифей», созданной ею партнерской сети «Корифей», куда входят и предприятия г. Екатеринбурга, предоставляющие скидки по дисконтным картам, а гимназия получает часть средств со скидки. Это маркетинговый ход, но он приводит к повышению эффективности по привлечению не только внебюджетных средств, но и бюджетных. Растет спрос на услуги этого ОУ, привлекаются дополнительные бюджетные средства.

Бальжит Дамбаева задала вопрос о том, как юридически оформить реинвестирование высвобожденных неэффективных расходов  при переходе на ФЗ №83, каким образом может быть сформирован фонд качества? Как сформировать муниципальные или частные учреждения по оказанию услуг?

Роман Селюков ответил, что можно создать муниципальные унитарные  предприятия по оказанию таких услуг с согласия главы, но это также неэффективно. Наиболее оптимальный вариант – создание частной структуры, в которую перейдут уже имеющиеся специалисты: позитивные эффекты – создание и сохранение рабочих мест, повышение имиджа руководителя муниципалитета, снижение неэффективных расходов в образовании. Снижение неэффективных расходов до минимума позволит просить дополнительное финансирование, в том числе и для повышения заработной платы. Существуют различные примеры по снижению неэффективных расходов и возможности их использования. Существует опыт по Фонду качества в Калининградской области. В Пермском крае фонд качества распределяется через муниципальные программы развития. Где взять средства на эти фонды? Один из механизмов – формирование фонда качества из средств на коэффициенты повышения финансирования  гимназий и лицеев.в

Елена Гробова, Светлана Кузьмина, Татьяна Рыжкова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100