Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС> Семинар по ФГОС в Краснодарском крае> Примерная образовательная программа ступени основного общего образования. О.Шиян
Презентация к выступлению Ольги Шиян 

Примерная образовательная программа ступени основного общего образования: результаты освоения, мониторинг внедрения. Ольга Шиян




23 ноября 2010 г. в конференц-зале гостиницы «Валентина» города Анапы в рамках очного семинара состоялся доклад эксперта ИПОП «Эврика» Ольги Шиян «Примерная образовательная программа ступени основного общего образования: результаты освоения, мониторинг внедрения».

Ольга Александровна отметила, что у многих педагогов существует понимание индивидуального образования как обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку, а общее образование – должно быть одинаковым, однообразным. Однако, как показывает мониторинг различных образовательных систем, одинаковых результатов можно достигать различными способами.

Если предположить, что единство школы обеспечивается не единообразием содержания образования, а сквозными результатами, напрямую зависящими от психологических особенностей того или иного  возрастного периода, то для подростковой школы ими являются образовательная самостоятельность, инициатива и ответственность. Этих результатов невозможно достичь, погрузив школьников в одинаковую программу, и для подростка наиболее важным становится осуществление социальных и учебных проб в различных видах деятельности. При этом необходимо ориентироваться на предельные возможности каждого ребенка.

Если предполагается выстроить возрастную школу, то эти возрастные пределы понятны. Так, в старшей школе ученик должен работать внутри собственной образовательной траектории, выбрав набор предметов и уровень сложности их освоения. Но в настоящее время минимальное количество учеников готово совершать осознанных выбор, поскольку к этому его не готовили на более ранних ступенях. Для этого в начальной школе ребенок должен научиться учиться: ставить перед собой цель, формулировать учебную задачу, планировать свои действия для ее решения, самостоятельно оценивать свою деятельность. В основной школе, на основании сформированных универсальных учебных действий ребенок уже может осуществлять социальные и учебные пробы, готовясь тем самым на этапе старшей школы осуществлять осознанный выбор, создавать свою собственную образовательную программу.

Ольга Александровна напомнила, что если стандарт 2004 года нормировал цели, результаты и минимальное содержание образования, то в новом стандарте цели сформулированы через результаты, при этом сформулированы достаточно операционально для того, чтобы думающий учитель нашел способ их измерения и оценки. Например, если мы говорим о формировании информационной компетентности, то оценивать ее можно через то, насколько активно и продуктивно ребенок пользуется Интернетом для поиска необходимой для выполнения задания информации. При этом минимальное содержание образования не нормируется, и это задает новые возможности для педагогов – достигать заявленных результатов различными способами.  
 
В предложенной ИПОП «Эврика» примерной ООП ООО в качестве основной, личностно-значимой деятельности для подростков предлагаются учебно-исследовательская и проектная деятельности. При этом предлагается разделение основной школы на два этапа, когда 5-6 класс отдается на осуществление социальных и учебных проб, а 7-9 предполагает «опыт действия», самоопределение подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов, наличие личностно значимых  образовательных событий.

Основной целью предложенной примерной ООП является помощь педагогическим коллективам в разработке собственной рабочей образовательной программы, учитывая особенности образовательного учреждения. 


Елена Воробьева

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100