23 ноября 2010 г. в конференц-зале гостиницы «Валентина» города Анапы в рамках очного семинара состоялся
доклад эксперта ИПОП «Эврика» Ольги Шиян «Примерная образовательная программа ступени основного общего образования:
результаты освоения, мониторинг внедрения».
Ольга Александровна отметила, что у многих педагогов существует понимание индивидуального образования как обеспечение индивидуального
подхода к каждому ребенку, а общее образование – должно быть одинаковым, однообразным. Однако, как показывает мониторинг
различных образовательных систем, одинаковых результатов можно достигать различными способами.
Если предположить, что единство школы обеспечивается не единообразием содержания образования,
а сквозными результатами, напрямую зависящими от психологических особенностей того или иного возрастного периода, то
для подростковой школы ими являются образовательная самостоятельность, инициатива и ответственность. Этих результатов невозможно
достичь, погрузив школьников в одинаковую программу, и для подростка наиболее важным становится осуществление социальных и
учебных проб в различных видах деятельности. При этом необходимо ориентироваться на предельные возможности каждого ребенка.
Если предполагается выстроить возрастную школу, то эти возрастные пределы понятны. Так, в старшей школе ученик должен работать
внутри собственной образовательной траектории, выбрав набор предметов и уровень сложности их освоения. Но в настоящее время
минимальное количество учеников готово совершать осознанных выбор, поскольку к этому его не готовили на более ранних ступенях.
Для этого в начальной школе ребенок должен научиться учиться: ставить перед собой цель, формулировать учебную задачу, планировать
свои действия для ее решения, самостоятельно оценивать свою деятельность. В основной школе, на основании сформированных универсальных
учебных действий ребенок уже может осуществлять социальные и учебные пробы, готовясь тем самым на этапе старшей школы осуществлять
осознанный выбор, создавать свою собственную образовательную программу.
Ольга Александровна напомнила, что если стандарт 2004 года нормировал цели, результаты и минимальное содержание образования,
то в новом стандарте цели сформулированы через результаты, при этом сформулированы достаточно операционально для того, чтобы
думающий учитель нашел способ их измерения и оценки. Например, если мы говорим о формировании информационной компетентности,
то оценивать ее можно через то, насколько активно и продуктивно ребенок пользуется Интернетом для поиска необходимой для выполнения
задания информации. При этом минимальное содержание образования не нормируется, и это задает новые возможности для педагогов
– достигать заявленных результатов различными способами.
В предложенной ИПОП «Эврика» примерной ООП ООО в качестве основной, личностно-значимой деятельности для подростков
предлагаются учебно-исследовательская и проектная деятельности. При этом предлагается разделение основной школы на два этапа,
когда 5-6 класс отдается на осуществление социальных и учебных проб, а 7-9 предполагает «опыт действия», самоопределение
подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных
образовательных маршрутов, наличие личностно значимых образовательных событий.
Основной целью предложенной примерной ООП является помощь педагогическим коллективам в разработке собственной рабочей образовательной
программы, учитывая особенности образовательного учреждения.
Елена Воробьева
|