Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС> Семинар по ФГОС в Краснодарском крае> Стандарт основного общего образования: ключевые идеи, механизмы, ожидаемые эффекты. А.Адамский
Презентация к выступлению Александра Адамского 

Стандарт основного общего образования: ключевые идеи, механизмы реализации, ожидаемые эффекты. Александр Адамский




23 ноября 2010 г. в конференц-зале гостиницы «Валентина» города Анапы в рамках очного семинара проходит доклад научного руководителя ИПОП «Эврика» Александра Адамского «Стандарт основного общего образования: ключевые идеи, механизмы реализации, ожидаемые эффекты».

Александр Адамский в начале своего выступления сообщил, что продолжается работа по изменению институционально правовых норм в образовании.
Александр Адамский также отметил, что на утренней встрече с мэром города Анапы были достигнуты некоторые договоренности, и существует надежда, что Анапа станет не только местом проведения подобных семинара, но и будет являться пилотом по реализации нового ФГОС.

Министерство образования, учитывая опыт введения стандарта начальной школы пошло на определенный шаг: в стандарте общего образования, скорее всего, будет не одна, а несколько образовательных программ. Конечно, надо было это сделать и в начальной школе, но опыт появляется в результате ошибок, поэтому возможность выбора программы у школы появится только в стандарте общего образования. Один их вариантов образовательной программы лектор предлагал для обсуждения в рамках своего выступления.

Комплексность развития образования с течением времени только усилилась. Невозможно обсуждать введение нового стандарта без организационно-финансовых механизмов, которые разрабатывались в КПМО, речь идет о новой системе оплаты труда, нормативном подушевом финансировании и те, которые сейчас на повестке дня – реализация 83ФЗ.

Новое содержание образования не может существовать в старых организационно правовых формах, поэтому обсуждая новые результаты образования надо признаться, что образовательная программа, которая нацелена на новые результаты, должны осуществляться в новых правовых формах.

Ключевым является самоопределение руководителем муниципальных образований и директоров школ на то, чтобы выходить в пилотные площадки апробации реализации образовательной программы нового типа.

Александр Адамский призвал участников оценивать происходящее на семинаре с точки зрения того, насколько готово образовательное учреждение к тому, чтобы апробировать новую программу.

Анонсируя выступления Ольги Шиян, эксперта ИПОП «Эврика», Александр Изотович, обратил внимание участников на то, что существует миф, что предметное содержание существует только в урочной деятельности. В действительности изучение предметов возможно в различных внеурочных формах, разнообразие таких форм описано в предлагаемой образовательной программе. Лектор отметил, что введение внеурочных форм невозможно без введения НСОТ, т.к. иначе внеурочная деятельность учителя не будет оплачиваться.

Определен статус основной образовательной программы. Известно, что базисный учебный план не является нормативным актом. Основная образовательная программа ступени является определяющим нормативным актом, это утверждено законодательно.

Роль ОУ в разработке и утверждении образовательной программы является определяющей. Законодательно утверждено, что образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОП. При этом не нужно думать, что образовательную программу пишут коллектив, родители. Для того и создаются примерные программы, чтобы на их основании школы складывали свой собственный «пазл» образовательной программы, т.е. ОУ конструирует на основе примерной программы собственную, наиболее подходящую для конкретного учреждения.

Существует серьезная закономерность. Если коллектив школы субъектно не участвует в формировании программы ОУ – она будет выполнена формально или не будет выполнены вообще. У пионеров развивающего обучения получились самые лучшие школы. Те школы, которые реализовывали чужие программы, уже, по сути, не были развивающими.

Ключевым принципом образовательной программы, которая обсуждается на семинаре, является индивидуализация. Фактически, управлять ОП означает управлять индивидуализацией получения образования. При этом речь не идет об обособлении ребенка, это не образование один на один с ребенком. Поскольку уменьшение количества учащихся удобно, когда обучение приравнивается к тренировке. Если учитель работает с группами, в этом случае малое число учащихся не позволяет осуществлять работу в группах. Т.е. индивидуальное образование осуществляется исключительно в групповом коллективе.

Индивидуальное образование тем эффективнее, чем в более богатую коммуникативную среду погружен ребенок. Таким образом, индивидуализация образования – это управление индивидуальной траекторией в коллективном образовательном плане. Началом этой деятельности станет система выявления у каждого ребенка той системы способностей, которые помогут понять, в каком виде деятельности ребенок максимально самореализуется. Александр Адамский отметил, что в урочной деятельности реализуется не больше четверти детей. Если подросток не находит легальных форм самореализации, то у него формируется криминальное сознание. Каждый ребенок (или группа детей) должна быть в чем-то лучшим, на это должна быть настроена система оценки.

Образовательная программа предполагает в 5-6 классах многообразные пробы и опыт реализации проб учащимися. При этом неудачная проба только приближает школьника к тому, чтобы найти то, что ему нравится и то, что у него хорошо получится.

Елена Воробьева

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100