19 ноября 2010 г. ГОУ ДПО «Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования»
в рамках очного семинара состоялся доклад эксперта ИПОП «Эврика» Ольги Шиян «Примерная образовательная программа
ступени основного общего образования: результаты освоения, мониторинг внедрения».
В начале своего выступления Ольга Шиян отметила, что у многих представителей образования существуют опасения, что новый
стандарт и предложенная ИПОП «Эврика» примерная основная образовательная программа (ООП) основного общего образования
(ООО), в частности – появление вариативной части, разрушает единство образовательного пространства. Это миф, поскольку
единообразие школы обеспечивается сквозными образовательными результатами ребенка, формируемыми на различных возрастных ступенях.
Ольга Александровна отметила, что у многих педагогов существует понимание индивидуального образования как обеспечение индивидуального
подхода к каждому ребенку, а общее образование – должно быть одинаковым, однообразным. Однако, как показывает мониторинг
различных образовательных систем, одинаковых результатов можно достигать различными способами. Например, в немецкой школе
существует жесткая дифференциация детей по результатам уже после начальной школы, а в финской – практически нет внешней
оценки до окончания среднего образования. Объединяет эти и другие системы то, что в старшей школе ученики начинают двигаться
по индивидуальным образовательным траекториям, выстраивать собственные образовательные программы. И на этом средств не экономят,
поскольку понимают, что получение школьниками опыта оценки своих возможностей в дальнейшем окупиться.
Если предположить, что единство школы обеспечивается не единообразием содержания образования, а сквозными результатами, напрямую
зависящими от психологических особенностей того или иного возрастного периода, то для подростковой школы ими являются
образовательная самостоятельность, инициатива и ответственность. Этих результатов невозможно достичь, погрузив школьников
в одинаковую программу, и для подростка наиболее важным становится осуществление социальных и учебных проб в различных видах
деятельности. При этом необходимо ориентироваться на предельные возможности каждого ребенка.
Если предполагается выстроить возрастную школу, то эти возрастные пределы понятны. Так, в старшей школе ученик должен работать
внутри собственной образовательной траектории, выбрав набор предметов и уровень сложности их освоения. Но в настоящее время
минимальное количество учеников готово совершать осознанных выбор, поскольку к этому его не готовили на более ранних ступенях.
Для этого в начальной школе ребенок должен научиться учиться: ставить перед собой цель, формулировать учебную задачу, планировать
свои действия для ее решения, самостоятельно оценивать свою деятельность. В основной школе, на основании сформированных универсальных
учебных действий ребенок уже может осуществлять социальные и учебные пробы, готовясь тем самым на этапе старшей школы осуществлять
осознанный выбор, создавать свою собственную образовательную программу.
Ольга Александровна напомнила, что если стандарт 2004 года нормировал цели, результаты и минимальное содержание образования,
то в новом стандарте цели сформулированы через результаты, при этом сформулированы достаточно операционально для того, чтобы
думающий учитель нашел способ их измерения и оценки. Например, если мы говорим о формировании информационной компетентности,
то оценивать ее можно через то, насколько активно и продуктивно ребенок пользуется Интернетом для поиска необходимой для выполнения
задания информации. При этом минимальное содержание образования не нормируется, и это задает новые возможности для педагогов
– достигать заявленных результатов различными способами.
В предложенной ИПОП «Эврика» примерной ООП ООО в качестве основной, личностно-значимой деятельности для подростков
предлагаются учебно-исследовательская и проектная деятельности. При этом предлагается разделение основной школы на два этапа,
когда 5-6 класс отдается на осуществление социальных и учебных проб, а 7-9 предполагает «опыт действия», самоопределение
подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных
образовательных маршрутов, наличие личностно значимых образовательных событий.
Основной целью предложенной примерной ООП является помощь педагогическим коллективам в разработке собственной рабочей образовательной
программы, учитывая особенности образовательного учреждения.
В заключение своего выступления Ольга Шиян ответила на вопросы участников и предложила, внимательно ознакомившись с текстом
примерной образовательной программы общего образования, попытаться сформулировать цели и задачи для своего образовательного
учреждения, попытаться увидеть в предложенной программе возможность для каждого образовательного учреждения создать собственную,
уникальную образовательную программу.
Елена Воробьева
|