Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация к выступлению Ольги Шиян 

Примерная образовательная программа ступени основного общего образования: результаты освоения, мониторинг внедрения. Ольга Шиян




19 ноября 2010 г. ГОУ ДПО «Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования» в рамках очного семинара состоялся доклад эксперта ИПОП «Эврика» Ольги Шиян «Примерная образовательная программа ступени основного общего образования: результаты освоения, мониторинг внедрения».

В начале своего выступления Ольга Шиян отметила, что у многих представителей образования существуют опасения, что новый стандарт и предложенная ИПОП «Эврика» примерная основная образовательная программа (ООП) основного общего образования (ООО), в частности – появление вариативной части, разрушает единство образовательного пространства. Это миф, поскольку единообразие школы обеспечивается сквозными образовательными результатами ребенка, формируемыми на различных возрастных ступенях.  

Ольга Александровна отметила, что у многих педагогов существует понимание индивидуального образования как обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку, а общее образование – должно быть одинаковым, однообразным. Однако, как показывает мониторинг различных образовательных систем, одинаковых результатов можно достигать различными способами. Например, в немецкой школе существует жесткая дифференциация детей по результатам уже после начальной школы, а в финской – практически нет внешней оценки до окончания среднего образования. Объединяет эти и другие системы то, что в старшей школе ученики начинают двигаться по индивидуальным образовательным траекториям, выстраивать собственные образовательные программы. И на этом средств не экономят, поскольку понимают, что получение школьниками опыта оценки своих возможностей в дальнейшем окупиться.

Если предположить, что единство школы обеспечивается не единообразием содержания образования, а сквозными результатами, напрямую зависящими от психологических особенностей того или иного  возрастного периода, то для подростковой школы ими являются образовательная самостоятельность, инициатива и ответственность. Этих результатов невозможно достичь, погрузив школьников в одинаковую программу, и для подростка наиболее важным становится осуществление социальных и учебных проб в различных видах деятельности. При этом необходимо ориентироваться на предельные возможности каждого ребенка.

Если предполагается выстроить возрастную школу, то эти возрастные пределы понятны. Так, в старшей школе ученик должен работать внутри собственной образовательной траектории, выбрав набор предметов и уровень сложности их освоения. Но в настоящее время минимальное количество учеников готово совершать осознанных выбор, поскольку к этому его не готовили на более ранних ступенях. Для этого в начальной школе ребенок должен научиться учиться: ставить перед собой цель, формулировать учебную задачу, планировать свои действия для ее решения, самостоятельно оценивать свою деятельность. В основной школе, на основании сформированных универсальных учебных действий ребенок уже может осуществлять социальные и учебные пробы, готовясь тем самым на этапе старшей школы осуществлять осознанный выбор, создавать свою собственную образовательную программу.

Ольга Александровна напомнила, что если стандарт 2004 года нормировал цели, результаты и минимальное содержание образования, то в новом стандарте цели сформулированы через результаты, при этом сформулированы достаточно операционально для того, чтобы думающий учитель нашел способ их измерения и оценки. Например, если мы говорим о формировании информационной компетентности, то оценивать ее можно через то, насколько активно и продуктивно ребенок пользуется Интернетом для поиска необходимой для выполнения задания информации. При этом минимальное содержание образования не нормируется, и это задает новые возможности для педагогов – достигать заявленных результатов различными способами.  
 
В предложенной ИПОП «Эврика» примерной ООП ООО в качестве основной, личностно-значимой деятельности для подростков предлагаются учебно-исследовательская и проектная деятельности. При этом предлагается разделение основной школы на два этапа, когда 5-6 класс отдается на осуществление социальных и учебных проб, а 7-9 предполагает «опыт действия», самоопределение подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов, наличие личностно значимых  образовательных событий.

Основной целью предложенной примерной ООП является помощь педагогическим коллективам в разработке собственной рабочей образовательной программы, учитывая особенности образовательного учреждения.  

В заключение своего выступления Ольга Шиян ответила на вопросы участников и предложила, внимательно ознакомившись с текстом примерной образовательной программы общего образования, попытаться сформулировать цели и задачи для своего образовательного учреждения, попытаться увидеть в предложенной программе возможность для каждого образовательного учреждения создать собственную, уникальную образовательную программу.
 

Елена Воробьева
 

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100