Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС> Семинар по ФГОС в Ставропольском крае> Стандарт основного общего образования: ключевые идеи, механизмы, ожидаемые эффекты. А.Адамский
Презентация к выступлению Александра Адамского 

Стандарт основного общего образования: ключевые идеи, механизмы реализации, ожидаемые эффекты. Александр Адамский




19 ноября 2010 г. в ГОУ ДПО «Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования» г. Ставрополя, в рамках очного семинара проходит доклад научного руководителя ИПОП «Эврика» Александра Адамского   «Стандарт основного общего образования: ключевые идеи, механизмы реализации, ожидаемые эффекты».

В начале своего выступления Александр Адамский выделил три обстоятельства, на основании которых основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) является ключевым документом, обеспечивающим реализацию ФГОС основного общего образования и определяющим содержание образования: ст.9 п.1, с. 14  п.5,  ст. 32  п.6,7  Закон  РФ «Об образовании». Согласно этим статьям именно основная образовательная программа определяет содержание образования, разрабатывается, утверждается и реализуется ОУ самостоятельно, на основании соответствующих примерных ООП.

Александр Адамский отметил, что необходимо разделение собственно содержания образования и учебного материала, поскольку если понимать под содержанием образования только материал учебных предметов – достигнуть комплексных результатов невозможно. Классно-урочная, репродуктивная форма освоения учебных предметов не обеспечивает достижения результатов, на которые нацелен стандарт второго поколения.

В новом стандарте под результатами образования понимаются и академические достижения школьника, и личностные компетентности, и метапредметные результаты, и уровень социализации ребенка. Под содержанием образования понимается не только учебный материал, но и тот тип взаимоотношений, который педагог, школа, реализует при различных формах образовательной деятельности, причем как в учебной, так и во внеучебной деятельности, которые согласно новому стандарту являются равноценными.

В настоящее время одной из наиболее важных проектных задач становится описание и осуществление видов деятельности, которые приводят к достижению заявленных результатов и видов занятий, в которых эти виды деятельности реализуются. При этом разрабатываться они должны на школьном уровне, а утверждаться – на региональном. От того, насколько удастся придумать и описать многобразие видов и форм занятий, во многом будет зависеть финансово-экономическое обеспечение реализации ФГОС.

Следующей задачей является разработка и введение нелинейного расписания, в котором, в отличие от линейного, постоянного, легко составляемого, предполагается организация индивидуального расписания школьника, при включении его в различные коллективные, разновозрастные виды деятельности на соответствующих занятиях. Это задача сложная, но если в ОУ планируется достигать различные образовательные результаты, альтернативы нелинейному расписанию -  нет, поскольку включить различные виды деятельности в урок невозможно. Нелинейное расписание должно предусматривать различный состав учащихся (постоянно изменяющиеся группы), время для различных занятий, место их проведения (не только класс, но и другие пространства, которые могут стать образовательными – стадион, музей и т.д.). Таким образом, выстраивается следующая логика: содержание образования расширяется, к различным образовательным результатам приводят различные деятельности, а разные виды деятельности проявляются в расписании (в различных видах занятий).

Далее Александр Адамский отметил, что помимо учебных, в новом стандарте предполагается достижение внеучебных результатов. Основная сложность заключается в том, что необходимо учет этих, во многом нерядоположенных результатов. При этом проблема инструментария оценок внеурочных достижений носит не методический, а методологический характер, поскольку некоторые из них, например, информационную компетентность оценить возможно, а некоторые (например, патриотизм, нравственность) измерению не подлежат. Задача создания системы оценки внеучебных достижений сейчас является наиболее актуальной для педагогических университетов, институтов повышения квалификации, поскольку если не будет создана подобная система – ЕГЭ, как способ оценки знаний, умений и навыков останется единственным инструментом аттестации школьника.

При создании примерной ООП ООО, обеспечивающей достижение заявленных выше результатов, можно действовать двумя путями – взять одну из предложенных программ (РАО или ИПОП «Эврика»), или создать собственную ООП, учитывающую своеобразие ОУ. Второй путь более сложен, но и более продуктивен, поскольку достигнуть всех перечисленных результатов в одной школе, к сожалению, невозможно, и каждое ОУ должно определить собственные приоритеты. Например, для сельской школы наиболее важным может стать не достижение учебных результатов, а социализация, формирование трудовых компетентностей. В этом случае образовательная программа должна описывать виды деятельности, типы занятий для достижения данных результатов, а в стимулирующей части распределения ФОТ ключевыми показателями должны стать именно те, которые отражают результативность их достижения.

Следует отметить, что ключевым принципом примерной образовательной программы, предложенной ИПОП «Эврика», является индивидуализация. При этом под индивидуализацией понимается не организация учебного процесса один на один, а проба, а затем и выбор ребенком собственной индивидуальной траектории образования, выстраивания собственной образовательной программы, которая реализуется в сотрудничестве с другими. Условием подобной индивидуализации является богатая коммуникативно-информационная среда, которая дает возможность ребенку найти ту форму деятельности, в которой он наиболее успешен. Таким образом, индивидуализация – это нахождение тех видов деятельности, в которых ребенок максимально реализуется, построение образовательной траектории ребенка на основании индивидуального содержания образования, при сохранении интереса к получению общего образования.

В подростковом возрасте особое значение приобретает социальная проба, и она возможна либо в пространстве школы, когда она предоставляет такую возможность, либо происходит вне образования, чаще всего – через нарушение правил. В этом случае сознание криминализируется, и нарушение правила, нормы действия становится во взрослом возрасте основным способом деятельности. В примерной ООП предлагается 5-6 класс полностью отдать на пробы ученика, как в учебной, так и во внеучебной деятельности, а 7-9-е классы – на выстраивание собственной индивидуальной программы школьника.

В заключение своего выступления Александр Адамский отметил, что социальное и экономическое благополучие страны зависит от того, как мы выстроим подростковую школу, поскольку формирование таких новообразований как ответственность, самостоятельность и инициативность напрямую зависит от того, какую образовательную программу разработает и реализует школа.

Елена Воробьева

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100