Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС> Семинар по ФГОС в Ленинградской области> Группа 1. Результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

Группа 1. Результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. А.Б. Воронцов




17 ноября в Санкт-Петербурге в рамках семинара по проекту «Разработка  и апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС» проходила работа в группе "Результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования". Координатор группы - Алексей Воронцов, эксперт Института проблем образовательной политики "Эврика".
Цель семинара – разобраться, что такое ООП, в чем ее цель, и помочь педагогическим коллективам в разработке собственной ООП. 
Объясняя смысл ООП, Алексей Воронцов, рассказал участникам группы о том, что новый ФГОС, который принимается сейчас для начальной школы, (и в ближайшие годы будет приниматься для средней и старшей школы) задает новые требования к результатам. «Путь, которым этот результат достигается задает ООП, которая, в соответствии с законом об образовании, разрабатывается и утверждается непосредственно ОУ, - сообщил эксперт. – Это значит, что у школы, наконец, появилась возможность выстраивать свой индивидуальный путь к результату».
Говоря о ФГОС для средней школы, координатор группы вкратце рассказал о особенностях разработки стандарта для подросткового возраста и отличиях от стандарта для начальной ступени образования. В основе стандарта для начальной школы лежит 50-летний опыт психолого-педагогических научных разработок отечественных ученых (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова).  А что касается основной школы, то сегодня единой психолого-педагогической концепции о том, что такое подростковый возраст, не существует. «Трудность школы будет состоять в том, чтобы определить какой фундамент положить в основу разработки образовательной программы для основной ступени, - рассказал эксперт. – В помощь педагогическим коллективам, при создании примерной ООП для основной ступени мы попытались прописать психолого-педагогические основания подростковой школы исходя из идей Эльконина – Давыдова, согласно которым к подростковому возрасту возникает ситуация, когда учебная деятельность перестает быть ведущей, и на ее место приходит общественно-значимая, социальная деятельность».
Основная цель образования на основной ступени – индивидуализация. В связи с этим, закладывается три сквозных результата: самостоятельность, инициативность и ответственность. Основы этих трех результатов складываются в личности ребнка в начальной школе в виде «желания и умения учиться». «Итак, мы хотим, чтобы ребенок был самостоятельным в учебе, инициативен в учебе и нес ответственность за свой результат, - рассуждает эксперт. - Возникает вопрос, возможно ли это при классно-урочной системе, при заданном «одном» содержании – когда учитель определяет чему учить, как учить; учитель контролирует; учитель оценивает? Что остается ребенку в такой ситуации? Он занимается исполнительством! Если на протяжении 5-9 классов, учитель  нагружает только одну эту функцию, останется ли что-то кроме нее?».
Обсуждая структуру ООП, коснулись вопроса особенностей и задач, которые возникают у ребенка в процессе взросления, и о том, как они соотносятся с его учебой в школе. За 4 года начальной школы в ребенке накапливаются изменения, им осваиваются различные средства – а потом все эти наработки «вываливаются» в 5 классе, а учителя не знают, что с этим делать. «Учитель начальных классов вместе с детьми 4 года делает лопату, – пояснил с помощью метафоры Алексей Воронцов. - Они совместно вырабатывают средства, способы. Но что не успевает начальная школа? Она не успевает попробовать копать этой лопатой. Учитель математики приходит в пятом классе и отставляет в сторону, и предлагает копать другой, своей лопатой». Таким образом, те средства и способы действия, которые ребята сконструировали вместе с учителем начальной школы, они не нужны основной школе, они выбрасываются, а вместо них в готовом виде даются другие инструменты. "Мы же хотим сделать плавный, бесстрессовый переход между начальным и основным звеном образования. Для этого необходимо для 5-6 классов создать образовательное пространство, которое можно назвать «место пробы», - рассказывает эксперт. - В этом возрасте мы фактически не движемся в содержании материала; мы рефлексируем , мы опробируем, мы испытываем те средства, которые ребенок приобрел в начальной школе. За это время, учитель может увидеть, какими средствами ребенок владеет, и предложить ему испробовать его в разных ситуациях, на разном материале; покопать в разных почвах – глинистой, песчаной и т.п. А у нас же, как получается? Как только ребенку дают чуть-чуть задачку сложнее, чуть-чуть в сторону от образца – он сразу в растерянности: "а мы такое не решали, я не могу"».
Далее на группе обсуждались вопросы моделирования учебного плана и расписания. Также затрагивалась проблема контрольно-оценочной деятельности. «Для меня, хорошая основная школа, это та, в которой учитель работает в позиции эксперта, а не инспектора (это, конечно, возможно при условии, что начальная школе построена правильно), - поделился с участниками семинара своей оценкой Алексей Воронцов. - Чем различаются эти позиции? У «учителя-инспектора» есть норма, и он относительно нормы всех измеряет, и он всегда приходит сам с проверкой. А эксперт – не приходит сам; к нему обращаются с просьбой оценить».
Какая бы шкала ни была – не в ней дело. Дело в позиции. К концу начальной школы у ребенка полностью атрофируется контрольно-оценочный орган. Он ему не нужен - эту функцию в полном объеме выполняет учитель. «Давайте сделаем так, чтобы у ребенка были инструменты собственной оценки, и только при необходимости, он просил учителя об экспертном суждении, -обратился Алексей Воронцов к представителям образования, собравшимся на семинаре. – Надо ответить самим себе: готовы ли мы отпустить ребенка в свободное плавание в вопросе контроля и оценки собственной деятельности?»
Татьяна Морозова

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100