17 ноября в Санкт-Петербурге в рамках семинара по проекту «Разработка и апробация нормативных и инструментально-методических
материалов, обеспечивающих введение ФГОС» выступила Наталья Шадрина, эксперт ИПОП "Эврика", с сообщением «Механизмы
организации финансово-экономической деятельности учреждений общего образования, обеспечивающих реализацию ФГОС с учетом особенностей
финансирования трех типов учреждений (казенных, бюджетных, автономных)».
Наталья Шадрина напомнила участникам семинара о том, что с введением нового образовательного стандарта возникают определенные
требования: 1. к структуре основной образовательной программы (ООП); 2. к условиям реализации ООП; 3. к результатам освоения
ООП. У директоров школ и руководителей образования муниципального уровня еще есть время, для того чтобы подготовиться и создать
необходимые условия на местах для введения ФГОС. Массовое введение стандарта для начальной школы началось уже сейчас на базе
пилотных площадок, а со следующего года он станет обязательным во всех школах; на ступени основного общего образования новый
стандарт станет обязательным с 2015/16 учебного года; а на ступени среднего (полного) общего образования - с 2020/21 учебного
года.
Далее эксперт подробнее остановилась на вопросе новых требований к структуре ООП, установленных в ФГОС:
- зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение;
- определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно)
- задается интеграция учебной и внеурочной деятельности;
и на вопросе новых требований к результатам освоения ООП, установленных в ФГОС:
- стандарт ориентируется на предметные, метапредметные и личностные результаты;
- критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению ООП не только на уровне обучающихся,
но и на уровне педагогов и самого ОУ.
Эксперт также рассказала об особенностях финансирования разных типов учреждений, предоставляющих образовательную услугу (напомним,
разделение бюджетных учреждений по типам – казенное, автономное и бюджетное – произойдет в январе 2011 года, с
вступлением в силу ФЗ №83). Финансовое обеспечение реализации ООП: в бюджетном и автономном учреждениях будет осуществляться
на основе задания учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг; в казенном учреждении –
на основе распределения бюджетных средств по смете. В связи с этим важно отметить различение типов учреждений, связанное с
осуществлением приносящей доход деятельности. Так, осуществление приносящей доход деятельности бюджетным и автономным учреждением
никак не отразится на объеме его финансирования из средств госбюджета, так как учреждения этих типов не являются более участниками
бюджетного процесса – они предоставляют услуги по заданию учредителя. В то же время при осуществлении приносящей доход
деятельности в казенном учреждении, объем доходов от нее будет учтен при формировании сметы и повлечет снижение объема финансирования.
«Раньше все образовательные учреждения финансировались только по смете и предоставляли услугу в рамках единой образовательной
программы, в соответствии с государственным стандартом, - разъяснила Наталья Шадрина. – Теперь же условия реализации
программы образования и качество предоставляемой услуги будет оцениваться по показателям со стороны заказчика. И если окажется,
что услуга некачественная или предоставлена не в полном объеме заказчик вправе сократить объем финансирования или потребовать
частичного или полного его возврата».
Татьяна Морозова
|