Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС> Семинар по ФГОС в Ленинградской области> Примерная образовательная программа ступени основного общего образования. А.Воронцов
Презентация Алексея Воронцова 

Примерная образовательная программа ступени основного общего образования: результаты освоения, мониторинг внедрения. А.Б. Воронцов




17 ноября в Санкт-Петербурге в рамках семинара по проекту «Разработка  и апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС» выступил Алексей Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», эксперт ИПОП "Эврика", с сообщением «Примерная образовательная программа ступени основного общего образования: результаты освоения, мониторинг внедрения».

Алексей Воронцов начал свое выступление с того, что разъяснил участникам семинара разницу между действующим государственным стандартом образования (от 2004 года) и новым, поэтапное внедрение которого началось в этом году. Он напомнил, что ФГОС нового образца ступени начального образования массово внедряется в школы с этого года на базе пилотных школ, а сейчас идет обсуждение нового стандарта для основной школы, введение которого планируется в 2015 году.
Докладчик вкратце рассказал о содержательном различии между стандартами образования, которые принимались раньше: в 1998 году и в 2004 году. Сделал он это с помощью метафоры «про бутерброд»: «в стандартах 1998 года был только кусочек хлеба. Хлеб – это знания, умения, навыки (ЗУН). Стандарт 2004 года на этот хлеб положил кусочек масла – это метапредметные результаты: общеучебные умения, навыки и способы действия. Что сделал стандарт 2009 года? Он добавил кусочек сыра - это личностные результаты". 
В 2004 году большинство учителей посмотрели на "бутерброд с маслом" и тут же поняли, что "масло" можно выкинуть, потому что сложно проверить, работал над этим учитель или нет. До сих пор никто не научился измерять и оценивать метапредметные результаты, во всех контрольных работах, по-прежнему, измеряются, в основном, ЗУНы. По прогнозам эксперта, "сыр" ждет та же судьба, что и "масло" - «он отправится на помойку, а мы будем продолжать жевать кусок хлеба».
 
Разделять результат образования на "предметные результаты", отдельно "метапредметные" и отдельно "личностные" – это тупиковая ветвь в развитии образования. Если развести эти линии между собой, то они так и будут оставаться параллельными. А педагоги будут выбирать и реализовывать лишь тот минимум, ту линию, которая четко измеряется и контролируется сверху.
 
«Мы, в своей ООП, попытались соединить эти линии, – пояснил эксперт. – Условно говоря, засунуть бутерброд в микроволновку, чтобы все три слоя сплавились в один». 
Эксперт также отметил, что раньше, в старом стандарте, было закреплено, стандартизировано само содержание образования – «все школы, от Калининграда до Магадана, работали по единой программе, учебники также были единообразны по всей стране». Новый же стандарт касается не содержания образования, а условий предоставления образовательной услуги и ее результата. 
«Единое образовательное пространство должно создаваться за счет единых условий и результатов образования, - подчеркнул эксперт, - а путь, которым образовательное учреждение достигнет этого результата и содержание его образовательной программы – это его личное дело; эти вещи становятся вариативны». 
Докладчик подробно остановился на вопросе создания условий образовательного процесса. «Условия должны быть возрастно-сообразными, - подчеркнул докладчик, - потому что, образно выражаясь, если вы посадите пресноводную рыбку в аквариум с морской водой, она у вас подохнет». 
«Формируя условия, мы должны принципиально исходить из требований и задач конкретного возраста», - обратился Алексей Воронцов к участникам семинара. Когда разрабатывался и обсуждался ФГОС для начальной ступени образования, было решено прописать условия, сообразные младшему школьному возрасту:
1. образовательный процесс должен происходить в коллективно распределенной форме, а не индивидуально; 
2. отказ от 5-балльной системы оценки, которая автоматически ставит крест на познавательной мотивации;
3. освоение средств и способов действия (ребенок конструирует себе знание сам; не важно, на каком материале).
ФГОС также требует, чтобы все дети получили одинаковый результат на момент окончания каждой из ступеней образования. Зародыш «сквозных результатов», которые заложены в стандарте основного образования, (самостоятельность, инициативность, ответственность), формируется в начальной школе в виде «желания и умения учиться».
Результатом  обучения на начальной ступени должно быть "действие контроля и оценки", которое, в свою очередь, должно быть сформировано как индивидуальная способность. "Если учащиеся не могут проконтролировать себя и правильно оценить ситуацию, то  на втором шаге они не смогут ставить себе учебную задачу и не смогут самостоятельно учиться", - пояснил Алексей Воронцов. В реальности же, по оценке эксперта, к концу начальной школы оценочно-рефлексивная функция у ребенка атрофируется, так как ее полностью выполняет учитель. 
Задача младшей школы – не научить читать и писать, а научить учиться. Задача 5-6 классов опробовать способы, наработанные за время начальной ступени образования – посмотреть, как пользоваться информацией, как обращать информацию к себе, как выстраивать собственный текст и т.п.
Докладчик в двух совах описал ситуацию в современной основной школе: «сегодня в какой класс не загляни, хоть в третий, хоть в пятый, хоть в девятый – везде одно и то же: учитель дает материал, ученик его повторяет, выполняет домашнее задание, воспроизводит материал, учитель производит контроль». Однако, исходя из задач возраста, подростковая школа – это, прежде всего, проектная деятельность, уход от урочной формы, большая доля самостоятельности учащихся. «Пятые-шестые классы – ребенок испытывает те средства, которые он наработал в начальной школе, - пояснил эксперт. - В это время мы практически не движемся в содержании – это время проб. Седьмой, восьмой и начало девятого класса – это время, когда дети не учатся на уроках, здесь задача учителя обернуть их во внеучебные вид деятельности, во внеурочные формы: поездки, погружения, лагерь. За это время, к началу девятого класса ребенок должен оголодать в информационном плане и запросить новые знания». 
 
Татьяна Морозова
 

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100