Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС> Семинар по ФГОС в Московской области> Представление и обсуждение модельных материалов по результатам работы апробационных групп

Представление и обсуждение модельных материалов по результатам работы апробационных групп




12 ноября в рамках семинара по проекту «Разработка  и апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС» на базе Педагогической академии последипломного образования на пленуме подводились итоги работы на семинаре.

В сообщении от группы «Результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» прозвучало, что новый учебный план должен быть не урочным. Предметы должны изучаться на разных уровнях: на базовом, среднем и высоком уровне. Необходимо, чтобы в старшем звене ребенок сам выбирал учебные предметы. Предполагается определить некоторое количество обязательных предметов, которые должны быть освоены на определенном уровне, а остальные ребенок будет выбирает сам. Конечно, образовательная программа предшествующих ступеней должна строиться так, чтобы к старшей школе ребенок умел совершить собственный выбор.

Кроме того, спикер от группы сообщила, что образование в школе должно включать не только учебные предметы, но и развивать компетентности, универсальные навыки. Поскольку компетентности сложно развивать в рамках одного предмета, необходимо простаивать внеурочную деятельность так, чтобы создавались межпредметные пространства для развития компетентностей.
Владимир Бацын комментируя выступление от группы, сделал акцент на том, что компетентностям не нужно учить – им научить невозможно – их нужно развивать; компетентности невозможно формировать – их нужно именно развивать, потому что компетентность – это человеческая способность, а способность не формируется. Очевидно, что необходимо переосмысление предметного содержания. Нет необходимости совсем отказываться от обучения, например, математике, но содержание предмета должно меняться.

Существуют также проблемы совершенно нового характера, в частности, как оценивать метапредметные умения. Подводя итог своему выступлению, Владимир Бацын отметил, что меняется целеполагаение образования. И на вопрос – зачем ребенок ходит в школу – требуется новый ответ примерно такого содержания: школа существует для того, чтобы помочь человеку найти самого себя. Сейчас от школы не требуется создание винтика для единого механизма. Мир требует уникальных личностей – создать условия для становления таковых – вот задача школы.

Роман Селюков отметил два важных тезиса – первый: учебные результаты не единственные и не главные. Второй необходимо осваивать способы оценки результатов: и учебных, и внеучебных. Необходимо разрабатывать различного рода инструментарий для оценки внеучебных результатов. Сейчас появляется серьезный вызов школам, потому что если формально написать несколько программ, нужно понимать, что к этим программам будет формальный спрос от чиновников. Но самый неприятный эффект от формального подхода к решению данной проблемы – это потеря доверия к образованию со стороны общества.


От группы «Дорожная карта и мониторинг внедрения основной образовательной программы основного общего образования» выступал эксперт ИПОП «Эврика» Сергей Горохов. Задачей группы было выстроить дорожную карту введения ООП. Группа описала последовательность действий, которые необходимо предпринять; обсуждалась очередность нормативных актов и документов, которые надо разработать. Группа пыталась сформулировать результат, который должен быть достигнут в ходе предпринятых действий, и отследить достижение результата (итоги работы группы выставлены на сайте).

Сергей Горохов отметил также, что стандарт основного общего образования должен быть не завтра. Обязательным является введение стандарта в 2015 – 2016 гг.. во всех школах, а до этого времени будет проводиться апробация основной образовательной программы, в которой регион может принимать участие по собственному желанию. Таким образом, еще есть время для того, чтобы проанализировать образовательную программу и текст нового стандарта, который размещен на сайте ИПОП «Эврика» (www.eurekanet.ru), и продумать региональную стратегию по переходу на новый федеральный стандарт. При этом нужно обратить внимание, что четыре года это короткий срок, поэтому чтобы не осуществлять введение стандарта необдуманно и в сжатые сроки, планировать переход на новый стандарт необходимо уже сегодня.


В заключение пленарного заседания выступала представительница группы «Модели организации финансово-экономической деятельности учреждений общего образования, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов». На группе обсуждалась дорожная карта нормативно-правового обеспечения внедрения ФГОС. В ходе работы группы сначала были сформулированы риски, которые могут возникнуть при переходе на новый стандарт. Затем обсуждались нормативные документы, которые помогли бы минимизировать обозначенные риски.


В ходе работы группы прояснилось, что необходимо внести изменения в закон об образовании Московской области и в закон о нормированном финансировании Московской области, в части гарантии подушевого норматива финансирования. Кроме этого необходимо гарантирование достаточного финансирования экстерната, семейного образования и индивидуального обучения. Был определен срок: сделать это необходимо до 31 декабря 2011 года. По части выполнения соотношения 30 и 70 – необходимы региональные методические рекомендации. Касательно неготовности директоров к переходу на самостоятельную финансовую деятельность, в первом квартале 2010 года необходимо доработать программу обучения директоров. Необходимо разработать положения регионального, муниципального и школьного уровня по оценке интенсивности педагогического труда. Необходимо также разработать региональные методические рекомендации по оценке  качества выполнения муниципального и государственного заказа до внедрения нового ФГОС.

Подводя итоги семинара, Роман Селюков поблагодарил участников за продуктивную работу.



Елена Воробьева

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100