Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС> Семинар по ФГОС в Московской области> Примерная образовательная программа ступени основного общего образования.О.А. Шиян
Презентация к выступлению Ольги Шиян 

Примерная образовательная программа ступени основного общего образования: результаты освоения, мониторинг внедрения. Ольга Шиян




12 ноября на базе Педагогической академии последипломного образования  прошел очный семинар по проекту «Разработка  и апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение федеральных государственных стандартов общего образования». В рамках семинара выступала эксперт Института образовательной политики «Эврика» Ольга Шиян с сообщением «Примерная образовательная программа ступени основного общего образования: результаты освоения, мониторинг внедрения».

Ольга Шиян в своем выступлении призывала участников семинара ознакомиться и отнестись к проекту стандарта общего образования. Основная идея выступления заключалась в том, что новый стандарт позволит по-новому выстраивать образовательную деятельность.  

Докладчик поднимает вопрос о возрастной школе,  о необходимости проведения границы между возрастными группами, подчеркивая, что такого разделения у нас на данный момент нет, и аргументируя это отсутствием различий принципиальных требований и нормативных ситуаций на разных ступенях общего образования.  И симптомом не адекватного построения образования, считает Ольга Шиян,  является кризис перехода учеников из начальной школы в среднюю. Понимая суть кризиса как культурное явление, докладчик  предполагает возможность развития без проявлений его симптомов, таких , как: спад мотивации, рост тревожности, дисциплинарные трудности.

Далее поднимается вопрос о некомпетентности ребенка в отношении своей деятельности, о невозможности им адекватно оценить свои возможности и ставить цель. Причина этого явления, по мнению эксперта, в «заточенности» школьной жизни под получение инструментов, в то время как возрастная динамика подразумевает два этапа – овладение инструментом и «проба» в его использовании.  Без учета возрастных особенностей невозможно сформировать субъекта учебной деятельности. «Мы требовательны, но не даем средств», - говорит Ольга Шиян. В этой связи важным является понимание базы, на которой развиваются такие качества, как способность выстраивания собственной деятельности, умение действовать в проектном режиме, ответственность и тд.  Таким основанием являются возрастные фазы формирования учебной деятельности, как деятельности по обучению себя: интерпсихическая (в совместно-распределенном действии), экстрапсихическая (внутренний диалог с вынесенными вовне элементами коммуникации, по типу эгоцентрической речи), интрапсихическая (развертывающаяся полностью во внутреннем диалоге).

Ольга Шиян акцентирует внимание на том, что школа должна быть одновременно и возрастной, и единой (все должно работать на общие цели). Школа должна работать над сквозными результатами всего образовательного процесса: такими как ответственность, инициатива, самостоятельность.  Перед аудиторией ставился вопрос о том, по каким ситуациям мы можем понимать об уровне развития этих качеств. «Если мы задали домашнее задание и ребенок принес его выполненным – это исполнительность, давайте называть вещи своими именами».

Обобщая, докладчик подчеркивает основные моменты работы возрастной школы: необходимо учитывать специфику ребенка, который переходит на другую ступень (если этого не делать – будет кризис); так же очень важно учесть возраст, а значит создать его (детская психика очень пластична и зависит от внешних условий и ситуации, в которой формируется). Существуют два пути реагирования – акселерация (умощнение предметного содержания) и амплификация (от греч. – обогащение). Смысл амплификации – увидеть, что нужно ребенку в этом возрасте, что в зоне его ближайшего развития и понять, что новое качество не появится, если мы не создадим условия.

В ходе дальнейшей дискуссии поднимались вопросы о том, кто и как разрабатывает образовательную программу и насколько школы готовы принять такую невиданную свободу. Попытка развеять существующие мифы о том, что школа и так всегда занималась развитием компетентностей и о том, что невозможно развитие компетентностей в современной школе, вызвала реакцию возмущения и напряжения у участников семинара. Обсуждение привело к утверждению об отсутствии связи между успешностью ребенка в школе и в жизни. Так же результатом был вопрос, заданный Ольгой Шиян аудитории: «Как мы можем узнать, что наши школы и мы, не формируем эти компетентности?».

Особенный интерес был вызван вопросом о переводе ребенка из одного учебного заведения в другое. При обсуждении данного вопроса стало понятно различие подлинных и ложных альтернатив в образовательном процессе, а так же осознание общей направленности реформы, вовсе не стремящейся к расколу образовательного пространства, а наоборот,  ведущей к его единству, но на иных основаниях.

Также прозвучали тревожными вопросы о понимании верности собственного направления движения школы, о наличии необходимых сил для реализации поставленных задач, в частности, написания программы, либо внедрения уже утвержденной. В завершение своего выступления Ольга Шиян выразила надежду, что появятся курсы повышения квалификации, где люди будут учиться составлять программы.
 

Анна Рябова
 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100