Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС> Семинар по ФГОС в Московской области> Стандарт основного общего образования: ключевые идеи, механизмы реализации. А.И. Адамский
Презентация к выступлению Александра Адамского 

Стандарт основного общего образования: ключевые идеи, механизмы реализации, ожидаемые эффекты. Александр Адамский




Александр Адамский, научный руководитель ИПОП «Эврика», выступил с сообщением «Стандарт основного общего образования: ключевые идеи, механизмы реализации, ожидаемые идеи».

Одной из ключевых задач, отмечает Александр Адамский, будет создание условий для образовательного учреждения по самостоятельному конструированию собственной образовательной программы, основанной на стандартах. Образовательное учреждение во всей его совокупности является субъектом утверждения образовательной программы. Ответственность за результат, за качество образования разделяется в том числе образовательным учреждением.

Александр Адамский определяет социализацию как цель, а индивидуализацию как способ ее достижения: «У нас есть два целевых полюса, которые соединяют цель и способы. На одном полюсе находится социализация как предельная задача, на другом полюсе – индивидуализация, как принцип, способ, средство».
По мнению выступающего, социализация – это вхождение в новые социальные обстоятельства, не обязательно адаптация, но способность действовать в обстоятельствах, которые являются принципиально новыми. Социализация происходит с ребенком в течение всей школьной жизни. Отсюда следует, что оценить работу учителя можно по  тому, как ребенок в период школьной жизни социализируется.

Как заявляет докладчик, если мы сможем понять, как в результате работы учителя происходит социализация ребенка во время его учебы в школе, мы выйдем на адекватную систему оплаты труда. Фактически, вся асоциальная линия поведения человека закладывается в некорректном поведении учителя начальной школы во время первичной социализации учащегося.
Далее, Александр  Адамский подчеркивает принципиальную важность предоставления детям возможности реализовывать свой образовательный потенциал не по единой траектории для всех, а найдя ту область деятельности, те наклонности, склонности, способности, которые он смог бы реализовать в рамках формальной образовательной деятельности, успехи в которых, приравнивались бы академическим успехам. Это особенно актуально в отношении подростков, поскольку в подростковом возрасте учебная деятельность перестает быть ведущей в развитии. Чем сильнее мы давим на подростка «учебным прессом»,  тем острее он реагирует, тем более ярко выражен будет его бунт, часто выражаемый в асоциальном поведении. Поэтому, сохранение образовательного пространства исключительно как учебного, для подростка, во многих случаях, является непродуктивным.

Александр Адамский утверждает, что дети движутся в учебном плане разными темпами. В подростковом возрасте дети слишком восприимчивы к темпу обучения. Если в начальной школе они могут двигаться примерно в одном темпе, то в подростковой школе мы не получаем того же результата. Докладчик поднимает вопрос о возможности использования индивидуального подхода,  который будет предполагать индивидуальные образовательные траектории на основе разного темпа. Если это возможно, и если учителя к этому готовы, тогда индивидуализация сможет стать одним из показателей работы учителя.

В подростковом возрасте возможен вариант не только разного темпа, но и разного содержания деятельности. Если комбинировать программы таким образом, что будет  сформирован двух-трех летний цикл, то возникнет возможность не только индивидуального темпа, но и индивидуального содержания деятельности.
Как утверждает эксперт, положенный объем учебных результатов должен быть и будет пройден, это понимают и учителя и дети. Но возможно ли прохождение этого материала разными детьми с разной концентрацией? В период обостренного подросткового возраста меньше учебная концентрация, но больше социальной, образовательной деятельности в других формах. Главное, чтобы у ребенка не пропала и была бы поддержана мотивация, направленная на образовательную деятельность, а не отторжение от нее.

Индивидуальная образовательная программа предполагает два блока: 1) индивидуальный  темп и индивидуальное содержание; 2) результаты. Нельзя проводить внеучебную образовательную деятельность без требований к результатам. Нельзя допустить, чтобы ребенок воспринимал это как пустое времяпрепровождение, более того, результаты таких форм образовательной деятельности должны коррелировать с учебной направленностью и быть представлены детскому образовательному сообществу.

Как подчеркивает Александр Адамский, индивидуализация без индивидуальной образовательной траектории, где и содержание, концентрация и темпы образовательной деятельности у разных детей разные – это фикция. Индивидуальность, индивидуализация, выбор собственного темпа  - это не только учебный результат, это еще и социальные компетентности, которые в другой форме (форме без индивидуального темпа) просто не появляются.

По мнению докладчика, профессиональная успешность не формируется в период профессионального образования. Эти компетентности формируются в детском саду и начальной школе и потом развиваются к подростковому возрасту. Когда человек попадает в среду профессионального образования, период его восприимчивость пропадает и далее не компенсируется.

В заключение Александр Адамский отмечает: «Для основной школы, 1 ступень, (5-6-7-е классы) опыт социального самостоятельного действия, спроектированного вместе с родителями и учителями, рефлексия – важнейший элемент и результат образовательной программы. Для нас определение условий достижения результатов – это сложная вещь, в ней для творческой, спортивной и  трудовой деятельности должны быть созданы условия, они дорогого стоят. Индивидуализация образования – вещь дорогостоящая. Если мы научимся ее оценивать, заводить финансовые нормативы и обучать этому учителя, оценивать результат деятельности учителя по этим направлениям, тогда история с основной школой может быть продуктивной».
 

Евгений Морозов
 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100