В заключительной части семинара были представлены результаты работы в апробационных группах, подведены общие итоги
семинара.
Первыми были представлены результаты работы группы по направлению «Результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования».
- Важно осознавать, что у каждого образовательного учреждения теперь появляется возможность выбирать образовательные результаты
(например, универсальные компетентности). Владимир Бацын, координатор группы, отметил, что компетентности - не
единственные результаты, которые могут быть выбраны. «У образовательного учреждения должна быть цель и осознанные
представления о результатах, которые могут быть предъявлены. В зависимости от этой конечной цели и строится содержание образовательной
программы ОУ».
- Каждое ОУ самостоятельно определяет ресурсы необходимые для достижения результатов (учебно-предметные, социокультурные
и др.). Они могут зависеть от расположения, уклона, наработок и образовательной программы учреждения. Комментируя эту реплику,
Владимир Бацын отметил, что ресурсы, конечно, шире предметов, например, в Пензенской области, с ее социокультурным потенциалом,
каждая школа может рассматриваться как ресурс, есть возможность создавать общие зоны взаимодействия. «В значительной
степени многие шаги в этом направлении уже сделаны, задача в том, чтобы осмыслить их под новым углом зрения». В частности,
то, что называется программой развития образовательного учреждения, как правило, в значительной степени совпадает с ОП, но
мало где программа развития ориентирована на развитие компетентностей. «Речь не о безумных затратах разного рода, скорее,
о переосмыслении того, что уже делается».
- Особое внимание стоит направить на формы использования ресурсов (театр, хор, сайт, газета, оркестр, межведомственное
сотрудничество с социумом и др.). Владимир Бацын отметил, что если взять любую из перечисленных форм и подумать о тех
компетентностях, которые развивается в каждой из них, то обнаружим колоссальное их количество.
- С необходимостью встает вопрос о субъекте и способе оценки. Был сделан вывод о том, что программа ООО – это такой
же нормативный документ, как и Устав школы. Следовательно, результаты реализации ОП оцениваются теми, кто её разрабатывает,
т.е. самим образовательным учреждением. Удачной иллюстрацией данного положения стала предложенная координатором группы цитата
А.С. Пушкина: «Поэта нужно оценивать по законам им самим для себя установленным».
Наибольшую дискуссию вызвал вопрос Г.Н. Белорыбкина, ректора ГБОУ ДПО ПИРО о том, что делать, если ситуация сложится таким
образом, что ребёнок должен будет перейти в другую школу, а требования к результатам (а следовательно, ресурсы и формы
их использования в ОУ) другие?
Владимир Бацын, руководитель отдела региональной политики ИПОП «Эврика», высказал мнение, что всегда есть
возможность найти школу, ценности которой вас устроят. Опыт Германии позволяет предположить, что серьезной проблемы не возникнет.
«Либо вы начинаете учить ребенка сами, либо вам приходится подстраиваться».
Роман Селюков, заместитель директора ИПОП «Эврика», отметил, что одно их требований к программам, заложенное
в новом стандарте, в том, что в школе должны быть созданы так называемые пространства индивидуализации, таким образом у ребенка
будет возможность максимально понять и реализовать себя, В этом смысле неважно какая форма выбрана (хор, театр или любой
другой кружок). Кроме того, никто не отменял роли семьи, возможности сети ОУ, в частности, дистанционного образования
и пр.
О результатах работы второй группы по направлению "Дорожная карта и мониторинг внедрения основной образовательной
программы основного общего образования", рассказала Репина Т.Ю., директор центра мониторинга ГБОУ ДПО ПИРО. Более подробно,
предложения сформулированные по итогам работы группы и проект дорожной карты изложены в прикрепленном к странице мероприятия
файле.
Г.Н. Белорыбкин, ректор ГБОУ ДПО ПИРО, задал вопрос об адресате результатов мониторингового исследования. «Кому в
итоге нужны результаты этого мониторинга?»
Роман Селюков пояснил, что, прежде всего, это мониторинг внедрения ФГОС, заказчиком которого является общество. Цель мониторинга
в информировании граждан о возможности достижения современных образовательных результатов общего образования в ОУ. Общественность
должна быть уверена в том, что дети учатся в соответствии с новым стандартом и получат те компетентности, которые заявлены
в проекте. «Мы должны позиционировать идею о том, что дети будут иметь новые образовательные результаты». Формальными
же получателями результатов являются региональные органы управления образования, т.к. результаты мониторинга включены в ведомственную
отчетность (в т.ч. в рамках ННШ). Кроме того, есть задача фиксировать эффективные модели и механизмы реализации ФГОС ОО в
ОУ и распространять позитивный опыт.
В заключение Г.Н. Белорыбкин, от лица участников семинара, поблагодарил представителей ИПОП «Эврика» и выразил
надежды на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Ирина Воробьева
|