Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС> Семинар по ФГОС в Пензенской области> Группа 1. Результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
Результаты работы группы 




 В рамках очного семинара по проекту «Разработка  и апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение федеральных государственных стандартов общего образования», г. Пенза, состоялась работа в апробационной группе по направлению: "Результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования", координатор – В.К. Бацын.

Присутствовало 19 человек: работники Министерства образования Пензенской области, ГБОУ ДПО «Пензенский институт развития образования», муниципальных органов образования, директора «пилотных» школ.

В начале работы группы, Владимир Бацын сформулировал основные идеи создания образовательной программы. Проектируя свою собственную образовательную программу необходимо осмысленно ориентироваться на предполагаемые образовательные результаты. «Никто (ни министр, ни кто-нибудь ещё) не знает ответа на вопрос, какая программа появится в каждой из 44 тыс. школ. Нам самим предстоит смоделировать программу».

С одной стороны цели образовательной программы предопределены набором ключевых компетентностей, которые прописаны в стандарте, с другой - определяются самим ОУ, в том смысле, что способ формирования этих компетентностей будет каждый раз уникальным.  «Возьмём, например, коммуникативную компетенцию. Что и как нам надо развивать, чтобы ребёнок 14 лет мог перед старшими товарищами, перед родителями явить себя, чтобы он мог грамотно предъявить себя аудитории. Школьный театр, школьная газета – фантастическое средство для этого! Вся школьная, в том числе учебная деятельность должна быть направлена на это («Моё отношение к…», «Я и Пушкин», «Я и Максвелл»)».

Далее координатор группы, Владимир Бацын предложил участникам семинара, представителям ОУ за десять минут написать те компетентностные области, которые представляются важными для учеников, конкретной школы. «Сформировав таким образом рейтинг компетентностей, у нас появится структура образовательной программы».

Были названы следующие компетентности:

– коммуникативная,

– самообразовательная,

– ИКТ,

– рефлексивная,

– толерантность.

Далее участникам апробационной группы предлагалось поразмышлять о том, что  можно сделать на уроках для развития, формирования той или иной компетентности. Был приведен пример урока в нью-йоркской школе: «6 класс, тема «Викинги». «В учебном кабинете нет стульев и парт, всё происходит на полу. Учитель спрашивает: «Кто из вас что-нибудь когда-нибудь слышал о викингах?» Отвечают: «Слышали!» «Вот вам темы (на карточках): свадьба викингов, похороны викингов, обряды викингов и др. Выбирайте». Класс вырывается из кабинета в библиотеку, там лежат книги с закладками с номерами тем, потом все бегут обратно. Двадцать минут происходит нечто. Потом все сползаются к центру, и начинается разговор - ученики рвутся рассказать всё, что они узнали (это следующие двадцать минут). Затем даётся домашнее задание - написать сочинение на тему: «Зачем в моей жизни информация о  викингах?»

У традиционного учителя такой урок вызывает удивление: «Вы же ничего не объяснили, не опросили, не закрепили, не выяснили, усвоили ли ученики материал?». В ответе инновационного учителя звучит понимание того, ничтожно алый процент этих детей станет профессиональными историками, занимающимися данной эпохой, но при этом каждый из них работал на уровне максимальной включённости в материал. Его  абсолютно не волнует, запомнили ли они хоть что-нибудь о викингах. Цель была в том, чтобы продвинуть развитие каждого из ребят на новую ступеньку.

Был приведен и другой пример: восьмой класс, биология, тема «Развитие растений». Ученику выдаётся пакетик с семенами, задание вырастить растение, на основании некоторых рекомендаций (подкармливать – не подкармливать, поливать – не поливать). По итогам работы проводится зачёт с презентацией собственного ученического исследования (как проходило наблюдение, каковы свойства растения и т.д.). Учитель даже не встречается с учениками, он читал их дневники, лучшим ученикам в оранжерее, где они выращивают растения, ставится вымпел (за 1-е, 2-е, 3-е места). Ученики могут прийти на консультацию к учителю. «Уже года четыре в Европе учителям законодательно запрещено объяснять новый материал. Для этого есть книги. На уроке идёт обсуждение информации, связанной с новым материалом, учителю запрещено делать вывод. Каждый ученик должен делать свой вывод и уметь объяснить, почему прав именно он».

В ходе обсуждения Владимиру Бацыну был задан вопрос, о том, как выстраивать подобного рода взаимодействие при изучении точных наук. В ответе ведущий группы акцентировал внимание на том, что вне зависимости от изучаемого предмета, результаты освоения всей школьной программа в целом должны быть применимы в жизни. «На что тратят американцы драгоценное школьное время? На социализацию, на развитие компетентностей. Выпускников школ спросили, готовы ли они по окончании школы начать своё дело. Готовы 60% американцев, 30% европейцев, 1,5% россиян. Знания нужны, но какие и под какие цели?»

Образовательная программа подчиняется в конечном счёте формированию компетентностей всеми доступными средствами, с помощью образовательных подпространств (культура, спорт и т. д.). Многие виды деятельности подскажут эти подпространства. В ближайшее время необходимо проделать эту работу - продумать, какие компетенции, когда и с помощью каких видов деятельности будут формироваться. Образовательная программа включает в себя:

1) определение приоритетных компетентностей;

2) способы формирования этих компетентностей (например, драма; газета; вообще школьные СМИ, включая телевидение, школьный сайт, где публикуются работы учащихся на максимально широкую аудиторию; волонтёрство, то есть добровольное участие, посильная помощь; оркестр; хор).

Участники семинара обратили внимание на то, что все перечисленные формы деятельности возможны во второй половине дня. Но задача состоит в том, что в ближайшие год – два предложить нелинейное расписание, чтобы:

а) уравнять в правах все виды деятельности с учебной деятельностью;

б) отказаться от абсолюта урочной системы;

в) отказаться от абсолюта одновозрастных учебных коллективов. «Броуновское движение» идёт по всей школе, дети приходят в школу заниматься всеми видами деятельности.

В связи с вышесказанным участники семинара обсуждали вопрос о новой системе подготовки кадров и субъекта оценки результатов реализации образовательной программы.

Владимир Бацын отметил, что оценивать образовательную программу каждого конкретного ОУ необходимо в соответствии с теми нормами, по которым она создана. «Мы сами пишем: в результате выполнения программы все ученики должны будут продемонстрировать такие-то компетентности, которые выражаются в таких-то формах: доклад, исследование и др. И это становится нормой для тех, кто придёт проверять. Анализ выполнения программы становится частью публичного доклада, который школа предъявляет обществу».

 

Аналитическая группа, г. Пенза


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100