Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Разработка и апробация материалов, обеспечивающих введение ФГОС> Семинар по ФГОС в Пензенской области> В.Бацын. Ключевые идеи примерной основной образовательной программы основного общего образования
Презентация к лекции 




В рамках очного семинара по проекту «Разработка  и апробация нормативных и инструментально-методических материалов, обеспечивающих введение федеральных государственных стандартов общего образования» состоялась лекция руководителя отдела региональной политики ИПОП «Эврика» Владимира Бацына.

В лекции озвучивались ключевые идеи примерной основной образовательной программы основного общего образования.

В начале лекции били названы два ключевых вопроса, которые, по мнению Владимира Бацына, необходимо задавать во всех ключевых моментах жизни : 1) куда идешь?(камо грядеши?) и 2) кому это выгодно? Если понять ответы на эти вопросы, то появляется возможность более рефлексивно относиться к содержанию своей деятельности, она становится более понятной.

Проект основной образовательной программы (ПООП):  

- описывает методологические, психологические, педагогические, финансово-экономические условия и основания, необходимые  для разработки ООП конкретного ОУ;

- является конструктором, состоящим из содержательных, технологических, методических и других единиц, с помощью которых можно проектировать ООП конкретного ОУ; 

- задает и обосновывает общую структуру ООП.

Сама по себе программа сейчас представляет собой текст объемом более 100 страниц (несмотря на то, что стандарт принципиально меньше), т.к. это не сама программа, а, скорее, комментарий к ней. Авторы вынуждены очень многое растолковывать, вводить образовательное сообщество в новое смысловое пространство. Если продраться через гигантское количество назывных предложений и пробраться к сути вопроса, то она окажется простым по звучанию, но сложным по реализации механизмом. Мы меняем саму парадигму российского образования – от школы с приматом учебных предметов, к школе для развития ученика, использующей в том числе средства учебных предметов, социализацию или собственный опыт ученика.

В дореволюционной, равно как и в советской школе, все эти три средства существовали, но никогда целью образования не выступал индивид, сознающий свою уникальность, саморазвивающийся. «Само слово "индивидуальность" было не в чести и было синонимом слова "индивидуалист". Теперь же, главные цели образования – создание условий для возникновения человеческой индивидуальности».

Примерная образовательная программа основного общего образования описывает методологические, психологические, педагогические, финансово-экономические условия и основания, необходимые для разработки образовательной программы конкретного образовательного учреждения. И в этом смысле является не более чем конструктором для создания образовательной программы образовательного учреждения.

В качестве эпиграфа к следующему тезису сообщения, лектор привел актуальную фразу Марка Твена, сказанную словами одного из его героев «Я не могу допустить, чтобы школа помешала мне получить образование». Высказанная Гекльберри Финном мысль и сегодня заставляет нас задуматься о том, помогает школа человеку получить образование или мешает?

Далее Владимир Бацын остановился на вопросах субъектности ФГОС и ПООП ООО.

Важно понимать, кто ставит цели перед системой образования? В советское время – отдел школ ЦК КПСС. «Это был партийно-государственный заказ, к которому мы привыкли, и очень многие до сих пор его ждут». Сегодняшняя ситуация,  с этой точки зрения, абсурдна - школы сами проектируют свои цели и определяют содержание своей деятельности. Деятельность же по достижению собственных целей, (а не спущенных извне) всегда более мотивирована. Раньше мы услышали бы возражение - вы разрушаете образовательное пространство страны. Но действительно ли речь идет о разрушении или это единственный способ учесть интересы ребенка как личности, как субъекта образовательного процесса, ведь интересы личности и  государства, как правило, не совпадают. С позиции глобального мира, цель образования – подготовить ученика к жизни в открытом мире, чтобы он мог реализоваться в любых условиях и пространствах. В этом смысле, особо важными становятся вопросы, во-первых, о возникновении главного субъекта образовательного процесса, во-вторых, о субъекте, оценивающем результаты образования.

Если внимательно читать стандарт, а лучше – знать, как он редактировался, то можно не без удивления заметить, что при формулировании основных его положений,  Академия педагогических наук и Российская академия образования постепенно отказывалась от некоторых слов и выражений, например, исчезало слово «патриотизм», усиливалась частотность слов «индивид», «человеческая личность». В ситуации старта КПМО ситуация была принципиально иной, чем сегодня. Эта эволюция свидетельствует о том, как психологически сложно менять старую «партитуру» на новую.

По мнению лектора, колоссальная доля всех человеческих качеств закладывается на генетическом уровне, а социализация заканчивается к шести годам (хотя, «хвост» её тянется до двенадцати), дальше происходит лишь адаптация. «Изменить этот базис безумно трудно, если не невозможно. Основания для всех компетентностей закладываются до поступления в школу. Все мы прекрасно знаем, какими талантливыми приходят первоклассники в школу, и какими они становятся к ее окончанию. Дошкольное образование (детский сад) губит заложенную природой способность человека удивляться, школа - довершает этот процесс. Примерно один из десяти выпускников может что-то более или менее вразумительно говорить о себе, о своей индивидуальной образовательной траектории. Нормой же является то, что к 11–12 годам человек должен уметь рассуждать по поводу самого себя, думать о своей образовательной траектории». Цитируя известное философское выражение: «Человек есть цель и средство самого себя», Владимир Бацын подчеркнул, что если человек не научается осмысливать себя как собственную цель, то он становится средством для других. «В таком случае,  грош цена образованию, которое не может этому научить. Индивид (с лат. – неделимый) – это молекула человека, это его целостность, и человек должен научиться понимать эту свою целостность, наращивать ее».

Возвращаясь к тексту образовательного стандарта, стоит обратить внимание на заявленные требования к личностным, метапредметным результатам, в которых акцентирована приставка «само-»:

1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

2) сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) система значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; 

4) социальные компетенции, правосознание;

5) способность ставить цели и строить жизненные планы.

Если из школы выходит человек, для которого это «само-» не развито, то он получил не образование, а просвещение, отношение к которому неоднозначное, прежде всего, у самих учеников, т.к.  ситуации, в которых могут пригодиться конкретные знания достаточно отграничены.  

Внимательно взглянув на требования к предметным и метапредметным результатам, стоит переосмыслить то, что делалось педагогами  до сих пор.

Требование к метапредметным результатам:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения (способность  к построению индивидуальной образовательной траектории);
  • способность к самоконтролю, самооценке, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной    и познавательной деятельности.

Требования к предметным результатам:

  • умения, специфические для данной предметной области;
  • виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
  • формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений;
  • владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

«Изменив точку зрения на привычную деятельность, мы начнем ее, деятельность, по-другому осуществлять - по-иному видеть смысл учебных предметов».  Конечно, существуют формальные требования к качеству образования, например, ЕГЭ. Но, по мнению лектора,  министерство «не только готово, но и мечтает о пересмотре этих требований». Но образовательному сообществу важно понимать, что чиновники этого не сделают, не разработают новых оснований, в частности потому, то это не входит в их должностную задачу. Основания новой деятельности рождаются не в чиновничьих кабинетах, а на местах, в школах, за учительским столом. «Сейчас нет институции, которая  должна решить то, что должны решить люди, население. Никто кроме нас  с вами этого не сформулирует».

Реформа российского  образования началась, так как стало очевидным, что  общество перестало быть конкурентоспособным. Решением вопроса может стать повышение конкурентоспособности каждого из  членов этого общества. «Если не иметь этот путь в виде идеала, то  массовая школа остается в своем традиционном виде». При разработке ОП школы нужно стремиться к нахождению таких моделей, которые  могли бы быть модифицированы каждым учеником «под самого себя». Это возможно при условии, что ученик понимает, что ему нужно, но сделать это ребенок может только посредством собственной практики.

Между детьми и миром нет никакой мембраны, они состоят из прямого натурального опыта. То, что происходит в их головах – чудо. Если бы взрослые, находящиеся рядом, могли  включаться в этот спонтанный детский опыт и расширять интерес к тому, к чему «потянулся» малыш, то к 4 годам ребенок мог бы выражать свои впечатления на грамотном языке, это значит умел бы называть и видеть, а следовательно, признавать актуальность существования предметов и явлений. Такое обогащение мира ребенка легко позволит родителю и воспитателю видеть - какие области деятельности притягательны для ребенка. Это позволило бы как  отрефлекисировать семейную образовательную  программу, так  и выбрать подходящую школьную. У родителей появились бы содержательные основания для вступления в диалог с администрацией школы по выстраиванию образовательной  программы для своего ребенка. «Создаем ли мы таких родителей в школе (относясь к ученикам как к потенциальным родителям)? Иного способа добиться успеха в этой области кроме как посредством образования – нет».

Образовательная программа - это договор между родителями, школой, детьми, обществом - чем больше участников, тем более референтны группы, тем более развито экспертное сознание, тем больше шансов, что дети разовьют те качества, которые важны с точки зрения ОП. Важно договориться о том, что понимать под этими качествами, например, универсальные компетентности. «Если бы мы могли выстроить преемственную линию развития человеческих качеств, эта система стала бы самой эффективной, в том числе с точки зрения образовательной программы, которая предполагает интегральную деятельность. Ученик должен приходить в школу к самому себе, он не может не пойти туда, потому что любит самого себя, потому что учителя в школе своими уникальными способами помогают ему найти самого себя, открыть в окружающем мире что-то, что входит в резонанс с ним».

Сегодня на рынке труда ценен и особо успешен тот, чей набор компетентностей шире. Развитие компетентностей – это развитие в человеке свойства убедить всех, в своей способности достичь в определённой области успеха большего, чем другие. «В этом смысле переход на ФГОС позволяет каждому из нас выйти на новое пространство образовательных возможностей, в том числе и финансово-экономических».

Что же такое образовательная программа школы как документ?

Она должна состоять из двух частей: 1) более или менее (лучше более) осмысленного анализа того пространства, в котором реально существует школа; 2) программы того, что нужно изменить или создать в самом образовательном пространстве школы (имеется в виду пространство как ресурс, на которое школа претендует).

В открытом образовательном пространстве надо создавать такие виды деятельности для учеников, которые позволяют им осмысливать себя и своё актуальное пространство (от села до мира, космоса, ноосферы). Образовательная программа есть перечень тех пространств и видов деятельности, оказавшись в которых ребёнок начинает развивать нужные ему и обществу качества, компетентности. «Так или иначе, те или иные виды деятельности вы уже практикуете. Попробуйте осмыслить этот опыт. Он парадоксальным образом начинает самовозрастать. Это безумно интересно, когда дети начинают на наших глазах раскрываться, как бутоны, когда им интересно с нами быть. Попробуйте задать вопрос выпускникам этого года, когда они будут прощаться со школой: а что школа вам не дала? Какие дефициты в собственном образовании вы ощущаете? Варианты ответов могут быть такие: 1) нет никаких дефицитов; 2) спасибо вам, но, по большому счёту, нам нужно было ещё это, это… (философская подготовка, знания о собственном организме); 3) вас просто не поймут (мы никогда не думали, чего вы нам даёте или недодаёте). Самый драматичный ответ - первый. Это ответ человека, развитие которого кончилось, остановилось».

В конце лекции Владимир Бацын сформулировал задачу школы как субъекта образовательного процесса. Она в том, чтобы научиться отчуждать свой опыт, стать экспертом в области субъектных решений.   

 

Ирина Воробьева,

Ольга Кузнецова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100