Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Александр Адамский
Как вести информационную политику в образовательном учреждении профессионального образования?

Прежде всего нужно отметить, что начальное и среднее профессиональное образование сегодня находятся в сложном состоянии, которое можно назвать кризисом. Это состояние обуславливается низким вкладом начального и среднего профессионального образования в рост инновационной экономики, в рост валового внутреннего продукта, в развитие производительности труда, в рост конкурентоспособности экономических организаций, расширении рынка сбыта и т.д.

В развитии профессионального образования, особенно начального, борются две тенденции. Одна тенденции осталась со времен Советского союза: доминирование социальной опеки учащихся системы начального профессионального образования. Вторая тенденция – предоставление конкурентоспособной профессии, специальности, с помощью которой и сам человек будет конкурентоспособным на рынке труда, и организация, где он будет работать, может повышать прибыль, быть конкурентоспособной, следовательно, обеспечивать материальный достаток своим работникам. Пока эти две тенденции борются, и пока оставшаяся линия обеспечения социального комфорта (квазикомфорта) учащимся образовательных учреждений профессионального образования, доминирует. В свое время эта линия была оправдана: и в 30-е, и в послевоенные годы, и в середине 50-х годов… Но с течением времени, особенно в постсоветское время, на первый план вышла возможность и способность самого человека обеспечивать себя своим трудом, а не опекой государства, эта линия начала показывать свою неэффективность. Профессия, которую получает молодой человек, становится основным способом его социальной защиты и его материального и карьерного продвижения. И с этим сейчас огромные проблемы. Технологическое переоснащение производств идет гораздо быстрее, чем оснащение учреждений профессионального образования.

Первое, на чем необходимо остановиться в разговоре об информационной политике образовательных учреждений профессионального образования, - это необходимость подавать сигналы через информационные потоки, что происходит на рынке технологий. Эти информационные потоки практически отсутствуют, и их налаживание – это первоочередная задача. Система профобразования может быть связана с производством. Но динамика технологий происходит не на производстве, а сначала – в институтах, в конструкторских бюро… И в момент, когда эти нарождающиеся технологии приходят на производство, уже поздно менять образовательные программы, оборудование в учреждениях, специалистов. В этом смысле информационная политика образовательного учреждения профессионального образования должна опережать появление новых технологий на производствах. Этого, к огромному сожалению, у нас почти нет.

Конкуренция внутри системы профессионального образования резко выросла. Количество людей, заканчивающих школу, резко уменьшилось, количество учреждений профессионального образования практически не изменилось. При этом нужно честно себе сказать, что государство в ближайшие годы будет предпринимать усилия, чтобы «в живых» остались только наиболее эффективные образовательные учреждения профессионального образования. Это реальность, против которой трудно возражать, с которой нужно жить. Достаточно посмотреть на то, куда идут выпускники профессионального образования: часто полученная специальность оказывается уже так сильно устаревшей и не востребованной, что устроиться на работу оказывается крайне сложной.
Итак, первая важная задача – это построение устойчивых информационных потоков к ОУПО о смене технологий, о том, что происходит в исследовательских, проектных, разработческих группах, в институтах и учреждениях.  Кто выиграет эту информационную борьбу, тот сможет предложить наиб свои потребителям наиболее перспективные направления. Для того чтобы выиграть эту борьбу, нужно разрабатывать образовательные программы по профессиям и специальностям, которые, вполне возможно, пока не работают на производствах. Для этого должны быть специальные проект, люди, ресурсы.

Вторая задача – это отслеживание выпускников (социализация тех, кто закончил ОУ). Честного объективного взгляда на состояние этого вопроса сегодня нет. Достаточно сказать о том, куда деваются выпускники строительных или сельскохозяйственных ОУ. Здесь нужно выбирать: или эти профл ицеи берет на себя ответственность за обновление технологии, или нужно принять статус этого профлицея как места, обеспечивающего соц.защиту, опеку, ответственности за дельнейшую судьбу людей не несет.

Аналитическая группа


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100