Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Алдар Дамдинов, министр образования и науки республики Бурятия
Построение информационной политики профессионального образования на региональном уровне

Обсуждая состояние и перспективы развития системы профессионального образования необходимо отметить, что обострение всеобщего понимания несоответствия нынешнего ее состояния перспективным потребностям экономики происходит на фоне идущих внутри системы перемен.

Однако эти изменения во многом остаются формальными, не вызывающими массового интереса и активного участия в них представителей реальной экономики. Поэтому неизбежно новый этап модернизации профессионального образования должен обеспечить соответствие потребностям экономики всей системы, а не только учреждений-лидеров.

Новая парадигма развития профессионального образования заключается в переориентации системы образования на учет потребностей человека и предоставление ему возможностей более эффективного участия в сфере труда и наша задача сегодня создать в каждом районе многоуровневый многопрофильный образовательный комплекс (или ресурсный центр), который станет центром профессионального образования в районе, организует сетевое взаимодействие со всеми школами района по профильному, предпрофессиональному и профессиональному обучению школьников, организует краткосрочную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров и безработных района в первую очередь обеспечивая потребности экономики района как в рабочих кадрах, так и в специалистах среднего звена. Такие образовательные комплексы уже созданы в 7 сельских районах республики, в настоящее время создаются еще в 7 районах.

В числе первоочередных мер развитие профессионального образования с проведением структурной перестройки на основе региональных потребностей рынка труда. В настоящее время формируются элементы образовательных кластеров по приоритетным направлениям развития экономики Республики Бурятия Министерством образования и науки республики Бурятия проводится комплекс мероприятий по формированию оптимальной, экономически эффективной системы профессионального образования в республике.
Использование информационных технологий становится одним из приоритетных направлений организации образовательного процесса в профессиональном образовании.

В ряде учебных заведений Бурятии осуществляется оперативная связь с родителями через мобильную связь и Интернет (например, «Колледж Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта»). Планируется внедрить в информационную систему КОЭРСО учреждения среднего профессионального образования для построения единой  информационной среды. Она позволит наладить единую технологию получения стандартизированных данных, создать устойчивую вертикаль консолидации учебных заведений с  Министерством образования и осуществить интеграцию с федеральными системами сбора данных.
В системе довузовского профобразования РБ создается система оценки качества. На базе ГОУ НПО «Профессиональный лицей №7» создан Центр дистанционной оценки качества на основе информационных технологий.  

Одной из задач Центра дистанционной оценки качества является развитие системы оценки качества профессиональных знаний, навыков и умений учащихся и студентов:
•    внедрение и сертификация системы менеджмента качества;
•    разработка и внедрение Программы оценки качества студентов и учащихся, организация мониторинга качества подготовки выпускников;
•    создание независимых центров сертификации профессиональных квалификаций рабочих и специалистов в рамках образовательных кластеров;
Для независимой оценки профессиональной компетентности обучающихся системы НПО и СПО созданы банки тестовых заданий по 15 профессиям и специальностям, которые предназначены для проведения централизованного тестирования в режиме Online и Offline (входного, промежуточного и итогового контроля).
Основной целью информатизации образования региона является создание единого информационно-образовательного пространства для решения следующих основных задач:
•    формирование у учащихся и студентов навыков освоения информационных технологий, работы с современными средствами обработки и передачи информации;
•    предоставление возможностей для раннего и углубленного изучения информатики;
•    организация дистанционного обучения в образовательных учреждениях;
•    обеспечение возможностей доступа к образовательным информационным ресурсам учащимся и педагогам учреждений образования;
•    широкое внедрение в образовательный процесс телекоммуникационных проектов;
•    построение интегрированной системы информационного обеспечения органов управления образованием, объединяющей данные государственной статистической отчетности, результаты мониторинга качества образования, данные, полученные в процессах аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений; развитие региональной системы статистики образования.

В настоящее время информационные технологии занимают все большую нишу в повседневной жизни человека и учреждений, не исключение и система образования.
Основные шаги и этапы построения информационной политики:
1. Объединение всех учреждений (в т.ч. филиальной сети) в единую информационную структуру, например через Интернет; построением виртуальной сети учреждений НПО СПО, с хорошим выходом в сеть Интернет.
2. Разработка или приобретение готовых программных продуктов для унификации отчетности и представления данных в единой форме, независимо от ведомственной или иной принадлежности. Возможно использование ресурса Совета директоров НПО СПО или фонда. Здесь возможно внедрение или включение учреждений в работу КОЭРСО, но для этого потребуется финансовое решение по программированию новых данных и увязки с существующими данными по учреждениям НПО СПО.
3. Внедрение электронных образовательных ресурсов в повседневную жизнь учреждений.
В настоящее время для достижения поставленных целей и задач, министерством проводится большая работа в части оптимизации сети учреждений НПО и СПО.

Появились базовые учреждения, включающие в себя развернутую филиальную сеть.
Все учреждения подключены к сети Интернет, ведется работа по созданию единого центра коммутации для снижения затрат на услуги доступа к сети Интернет.

При создании центра коммутации решаются проблемы:
- подключения филиалов и объединение сетей учреждения;
- возможность создания общей серверной площадки для снижения затрат на администрирование и оборудование;
- возможность использования единого решения для внедрения как программного так и образовательного контента.
Необходимость введения учебной дисциплины «Основы ИКТ в профессиональной деятельности» на всех специальностях.

Таким образом, для модернизации системы профессионального образования требуется использование создаваемых технологических платформ. Изменение структуры подготовки кадров в пользу инновационных производств должно быть подкреплено изменением организации подготовки кадров, изменением инфраструктуры, материально-технической базы учреждений профессионального образования. Включение учреждений в работу информационной системы мониторинга КОЭРСО. Необходима комплексная модернизация системы профессионального образования по подобию проекта КПМО.


Аналитическая группа


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100