Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Распространение результатов РКПМО во всех субъектах РФ> Экспертно - проектный семинар в Забайкальском крае> Второй день> Группа 1 Реализация институциональных требований к НПФ в проекте нормативного акта регионального у

Группа 1 Реализация институциональных требований к НПФ в проекте нормативного акта регионального уровня

 

 

Координатор - Роман Селюков, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика»

Присутствовало 77 человек, среди них директора образовательных учреждений, специалисты и руководители муниципальных органов управления, специалисты Министерства образования Забайкальского края, руководители профсоюзных комитетов муниципалитетов и края.

Роман Селюков сообщил о принятии принципиального политического решения о переводе финансирования ОУ на нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда в Забайкальском крае.
Была предложена вводная информация для успешного проектирования институциональных требований к нормативу подушевого финансирования и разработки и дорожной карты введения НПФ в Забайкальском крае.

Шаг первый. Структура формирования норматива образовательного учреждения.
Норматив на реализацию образовательной программы – величина, которых должно быть 1-2 (городская и сельская). Выделение списка особых школ не целесообразно. Норматив на заработную плату и учебные расходы – это не все средства, они прирастают финансированием муниципального задания с включением услуг по предоставлению услуг культуры, спорта и т.д.
Nc x K + М, где Nc – региональный норматив, М – стоимость дополнительных услуг из муниципального задания.
Но, в этом случае ОУ само должно само провести инвентаризацию используемых педагогических технологий для приведения интенсивности труда педагога в соответствие с уровнем заработной платы, штатного расписания. Правительство края дало обещание оказывать помощь в оснащении ОУ информационными технологиями.
Необходимо зафиксировать норматив, чтобы любой директор школы мог просчитать бюджет своей школы. А потом продумывать и обсуждать с общественностью, органами местного самоуправления возможности расширения муниципального задания. Необходим механизм социальной ответственности общества за свою школу через формирование муниципального задания. Штатное расписание также должно быть пересмотрено в связи с финансовыми возможностями и используемыми технологиями (вместо 20 учителей на 10 учеников 3 тьютора). Необходимо рассмотреть возможности подвоза учителей и переход на внеклассноурочную систему. Поступление средств на МЗ одной цифрой позволяет перебрасывать сэкономленные средства с одной статьи расхода на другие. Это потребует большой работы со стороны директора. Но 83-ФЗ заставит вас сделать выбор в пользу казенного или нового бюджетного учреждения.

В ходе обсуждения заданы следующие вопросы:
Вопрос: Как быть, если руководитель ОУ принимает на себя обязательства, превышая лимиты бюджетных обязательств, а учредитель несет субсидиарную ответственность?

Роман Селюков: Лимиты бюджетных обязательств при нормативном финансировании теряют смысл, по 83-ФЗ учредитель может оказать помощь, а может и не оказывать. Представитель учредителя входит в состав наблюдательного совета.

Вопрос: Формирование муниципального задания идет с 1 сентября, а финансирование с 1 января.
Роман Селюков: Вхождение в финансирование по заданию будет по факту с уточнением на 1 сентября.

Вопрос: Исходя из опыта региона, который уже прошел такой путь, хочется дать несколько советов.
Роман Селюков: Прежде всего, качество образования. Если мы не будем предоставлять качественную услугу ребенку, то завтра родители переведут ребенка в другое ОУ.

Второе – нормативное оформление нормативов на региональном уровне. Закон края, постановление главы администрации о механизме формировании заработной платы учителя и руководителя, включая зависимость его з/п от з/п учителя, этот документ должен продублирован на муниципальном уровне. Компетенции руководителя закреплены законодательно. Здесь необходима инициатива с «низов», т.к. вы принимаете решение об оптимизации сети, штатного расписания, заработной платы. Вы будите отвечать на все вопросы своих работников.
Часто регион не может дополнить финансирование, поэтому необходимо утвердить кластерные нормативы.
Неэффективные расходы – сигнал об увеличении расходов при неизменном результате. Показателями служат соотношения учитель-ученик, педагог-непедагог и т.д. Только делая определенные шаги по снижению неэффективности использования бюджетных средств, повышению качества, можно просить увеличения финансирования. При разработке норматива должен быть диалог между директором и региональными властями.
83-ФЗ заставляет нас уже до 1 января 2011 г. определиться с сетью образовательных учреждений, кто будет казенным, а кто станет новым бюджетным или автономным. Финансирование по субсидии дает возможность управлять финансовыми средствами, используя экономию средств по одной статье на нужды ОУ. Он также дает возможность управлять руководителями через ограничение кредиторской задолженности по образовательному учреждению. Если будет превышение, учредитель может расторгнуть договор с таким директором.

Реплика из зала:Вчера вы видели разницу в финансировании отдельных муниципалитетов. Разница очень большая от 63 до 17 тыс. Рейтинг неэффективных расходов возглавляет Могойтуйский район, а замыкает г. Чита. Размер объемов финансирования не имеет прямого влияния на качество образования. г. Чита занимает 11 место в рейтинге по результатам ЕГЭ. Наибольшие неэффективные расходы дает соотношение педагог-непедагог – 62 %. Выход – перевод средств со статьи з/п обслуживающего персонала на 262 ст. услуг, что снизит неэффективность расходов значительно.
Роман Селюков: Деньги передаются в школу или в другие учреждения? Но должен быть введен контроль за формированием муниципальных тарифов, т.к. это ваши средства.

Вопрос: По краю 36 нормативов, которые отражают специфику образовательной программы разных ступеней школы, а также особенности городской, сельской, поселковой школ. Надо ли разделять норматив по ступеням образования? Это принципиальный вопрос, требующий обсуждения, т.к. при введении единого норматива выиграет городская школа, где выше наполняемость на старшей ступени. Сложившийся норматив сейчас между городом и селом отличается на 15 %, а должен отличаться на 25% по закону ЗК. Чтобы обеспечить эти 25% необходимо 1,5 млрд. руб, которые нам никто не даст.
Еще один вопрос, отдельный норматив для вечерних школ, которые реализуют тот же стандарт образования. Если будем финансировать 9 часов учебного плана, то стандарт не будет реализован никогда.
Вопрос вызывает и финансирование интернатов при школах, затраты на которые отнесены к неэффективным.
Может ли малокомплектная школа иметь фонд стимулирования? Ведь она может давать хорошее качество.
Необходимо учитывать интенсивность труда в заработной плате учителя. При переходе на существующий норматив выиграют только городские школы, имеющие наполняемость более 25 детей.
Надо ли сохранять особый норматив для классов компенсирующего обучения и коррекционных классов. Однозначно, классы компенсирующего обучения необходимо выводить из особого норматива.

Реплика из зала: Необходимо получить пожелания от муниципалитетов уже сейчас, чтобы не стоять на месте.

Роман Селюков: не надо ждать доведения цифр по финансированию, а уже сейчас говорить о том, как они будут расходоваться.

Олег Шагдаров: Я должен знать цифры норматива, чтобы мог уже рассчитать финансирование и разрабатывать план действий, чтобы уложиться в его размеры.

Роман Селюков: Норматив должен быть прозрачным и задаваться конкретной цифрой.

Вопрос: Будет ли малокомплектная школа по закону финансироваться по факту, а учитель получать нормальную з/п.?

Роман Селюков: Сегодня мы должны наметить основные сроки для реализации дорожной карты. Все должно завершиться до полного вступления в силу 83-ФЗ. Нам надо решить, когда мы должны перейти на НПФ. Срок с 1.01.2011 г. не реалистичен из-за:
•    Сформированности учебных планов,
•    Недостаточности времени на разработку и принятие нормативного акта.
Наиболее вероятен срок 1 сентября 2011 г.
Расчетная апробация должна пройти до мая 2011 г., до этого времени должны быть обучены руководители МОУО, финансисты, руководители ОУ. Значит, нормативный акт должен быть принят не позднее мая 2011 года.
Дискуссия по проблеме содержания норматива.
Надо признать, что в Забайкальском крае не принят норматив подушевого финансирования. Для снятия напряжения между финансовыми органами и руководителями МОУО и ОУ необходимо создать команду, в которую включить представителей педагогической общественности, профсоюзов, руководителей ОУ, МОУО. До 1.02.2011 должен быть принят закон ЗК.

Введение НПФ возможно нескольким путями: через пилотные территории (депрессивный сельский и городской муниципалитет) или одновременно.
При реализации данного проекта необходимо изучить возможности службы занятости по снятию социальной напряженности. Снижение неэффективности может произойти из-за передачи части функций ОУ на иные организации на выполнение услуг и трудоустройство высвобождаемых работниках в этих организациях.

Вопрос: Можно ли все ОУ перевести в казенные?
Ответ: После апробации часть ОУ останется казенными, но это гарантированно бедное существование и отсутствие развития. Нет нормативных оснований для развития казенного учреждения.

Разговор о том, что переходить в автономные учреждения только тогда, когда у вас не менее 20% внебюджетных средств - это миф. Есть вариант перераспределения сэкономленных денег.




Аналитическая группа Забайкальского краевого института

повышения квалифиекации и профессиональной переподготовки:

Светлана Кузьмина, Татьяна Хренова, Людмила Портнова.
 
 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100