Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Презентация к сообщению 

Сообщение эксперта ИПОП «Эврика» Натальи Шадриной «Нормативно-подушевое финансирование и новая система оплаты труда в условиях Государственного (муниципального) задания ОУ»

 

 

Лекция Натальи Шадриной посвящена одному из самых дискуссионных вопросов: как в комплексе реализовать нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты труда в условиях государственного (муниципального) задания.

В настоящее время финансирование ОУ происходит по смете, т.е. финансируется ОУ, а не результат его деятельности. Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), предполагает переход от финансирования по смете к финансированию на выполнение государственного задания. Основные инструменты БОР: стандарты качества услуг, оценка потребности в образовательных услугах и их стоимости, государственное (муниципальное) задание. Стандарт качества услуги в образовании определяется ФГОС, а специфика региона, на пример, учитывается как потребность в той или иной дополнительной услуге. Скажем, в условиях Забайкалья ОУ может оказывать не только образовательные услуги, но и быть градообразующим центром, в таком случае дополнительные услуги должны финансироваться.

Согласно государственному заданию в настоящее время ОУ может быть бюджетным или автономным. По ФЗ 83 появляется новый тип учреждений – это казенные, которыми, сегодня по сути являются все бюджетные учреждения. Новые бюджетные учреждения приближены по статусу к автономным, кроме отдельных положений (обслуживание в банке, а не казначействе, ограничение по сделкам, ответственность разделена с учредителем через наблюдательный совет). Новыми бюджетными учреждениями скорее всего станут большинство ОУ.

Особое внимание Наталья Шадрина уделила вопросу о том, как 94-ФЗ будет распространяться на новые бюджетные учреждения. Сейчас 94 ФЗ не распространяется только на автономные ОУ, и это очень ограничивает самостоятельность неавтономных ОУ, без которой движение образования вперед невозможно. Вместе с тем, финансовая самостоятельность накладывает большую ответственность на руководителя, т.к. отсутствие субсидиарной ответственности требует планирования. Нужно помнить о том, что казенные учреждения финансируются по смете, а бюджетные и автономные учреждения - по заданию. Особый акцент сделан на понятиях и терминах, применяемых в бюджетном кодексе:

•    государственные (муниципальные) услуги (работы) (ГМУ)- услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами;
•    государственное (муниципальное) задание (ГМЗ)– документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, содержанию, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ.

Государственная муниципальная услуга – услуга, оказываемая в соответствии с Государственным муниципальным заданием.
В настоящее время образовательное учреждение обязано расходовать все средства до конца финансового года и обосновывать их увеличение. 83-ФЗ предполагает выполнение государственного муниципального задания по показателям эффективности, т.е. финансирование увязывается с качеством и эффективностью оказания услуги, создается мотивация для экономии средств. Школы с развитой системой дополнительного образования зачастую расходуют деньги «из кармана учителей», т.к. нет системы финансирования дополнительного образования в ОУ, а государственное муниципальное задание позволяет прописать все виды услуг и их профинансировать.

Согласно ст.69.2.Бюджетного Кодекса Государственное (муниципальное) задание должно содержать:
-    Выписку из реестра расходных обязательств
-    Показатели, характеризующие состав, качество и (или) объем оказываемых услуг (выполнения работ);
-    Порядок контроля за исполнение задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
-    Требования к отчетности об исполнении задания
Задание на оказание услуг также должно содержать:
-    Определение категорий физических и (или) , юридических лиц являющихся потребителями соответствующих услуг;
-    Порядок оказания соответствующих услуг;
-    Предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).

Наталья Шадрина также выделила особенности формирования муниципального государственного задания:
•    Как оценить потребность в услугах учреждения (какие услуги может оказать ОУ, какова потребность в этих услугах);
•    Как рассчитать финансовое обеспечение ГМЗ;
•    Как объективно оценить качество выполнения и определить объем субсидии в зависимости от этой оценки.

Сегодняшняя ситуация на рынке образовательных услуг слабо изучена: рынок не сформирован, не изучен спрос и потенциальный потребитель. Это порождает проблемы: скудный перечень услуг, низкий спрос со стороны потребителя, ОУ слабо ориентировано на взрослых, на учащихся других ОУ. Входе обсуждения Георгий Зимирев, ректоро Забайкальского краевого инстута повышения квалификации работников образования обратил внимание на такое противоречие:
ОУ реализует программу дополнительного образования, а Государственное (муниципальное) задание подразумевает выполнение только базисного учебного плана. В ст. 29 Закона об образовании говорится: «обеспечивается дошкольное и дополнительное образование в общеобразовательном учреждении» , т.е. в школах есть ставки педагогов дополнительного образования и потребителям нет разницы, из какого кармана это оплачивается.

Наталья Шадрина пояснила: В нормативе заложена реализация образовательной программы, но там нет дополнительного образования. С другой стороны, если директор хочет его ввести, если есть потребность в этой услуге, то почему он должен отказываться от дополнительного финансирования? Ее можно внести в ГМЗ. Если, к примеру, в государственное (муниципальное) задание заложен социокультурный комплекс, скажем работа библиотеки, и учредитель дает согласие на оказание этой услуги, то она включается в Государственное (муниципальное) задание, финансирование строится на межведомственных соглашениях.

Следующая часть лекции была посвящена вопросам формирования перечня услуг, предоставляемых ОУ:
•    каким образом получить дополнительные ресурсы на развитие школы;
•    какие потребности существуют у потенциальных клиентов школы и как их выявить;
•    кто эти самые потенциальные клиенты;
•    какие образовательные услуги пользуются спросом, какие необходимо создавать.

Подробно рассмотрены процессы формирования муниципального задания:
•    маркетинговые исследования,
•    анализ возможностей ОУ,
•    формирование перечня услуг,
•    определение стандартов к оказанию услуг,
•    определение стоимости и др.

Лектор особое внимание обращает на то, что при невозможности оказания государственных (муниципальных) услуг в необходимом объеме сетью бюджетных и(или) автономных учреждений либо при отсутствии учреждений, оказывающих соответствующие государственные (муниципальные) услуги, для выбора исполнителя государственной (муниципальной) услуги разработчик размещает государственный (муниципальный) заказ на оказание данной государственной (муниципальной) услуги у негосударственных (немуниципальных) исполнителей в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и(или) муниципальных нужд".
Лектором предложена примерная форма государственного муниципального задания.

В заключении приведены примерные формы обоснования расчетно-нормативных затрат на оказание услуги городов Москвы, Томска, Улан-Удэ, отмечено, что в каждом регионе существует свои коэффициенты, созданы дополнительные программы, существует фонд качества.

Резюмируя сказанное, лектор отмечает, что современный руководитель образовательного учреждения должен быть менеджером, способным прогнозировать и минимизировать предстоящие риски.

 


Ирина Грешилова,
Светлана Кузьмина,
Людмила Портнова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100