Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Распространение результатов РКПМО во всех субъектах РФ> Экспертно - проектный семинар в Забайкальском крае> Первый день> Группа 1 Отбор ключевых принципов НПФ для разработки проекта регионального нормативного акта

Группа 1. Отбор ключевых принципов НПФ для разработки регионального нормативного акта, закрепляющего НПФ общеобразовательных учреждений




 

Ведущий - Селюков Роман Викторович, замдиректора Института проблем образовательной политики  «Эврика».
Присутствует 77 человек, в том числе 32 директора и заместителя директора  школ, 25 работников финансово-экономических служб, 11 руководителей и специалистов муниципальных органов управления, 6 представителей министерства образования Забайкальского края, 5 представителей  профсоюзов всех уровней.

В начале семинара были сформулированы цель и программа работы секции, определен режим ее работы.
В Забайкальском крае разработан и принят нормативный акт, регламентирующий введение НПФ в образовательных учреждениях края. В настоящее время возникла необходимость соотнесения его положений с требованиями ФГОС.
Для обсуждения было предложено провести анализ возможной реализации  основных принципов НПФ.

Принцип 1. Доведение средств до уровня ОУ
Данный принцип не  закреплен в законе Забайкальского края. У учредителя есть возможность исказить норму 83-ФЗ, распределив деньги субвенции между ОУ с учетом количества учащихся и формулировки муниципального задания, в котором возможно закрепить различную стоимость данной услуги. Таким образом, в законе Забайкальского края необходимо закрепить обязательность доведения средств по нормативу до уровня ОУ. Недостающие средства выделяются данному ОУ с конкретным указанием оплачиваемых дополнительных услуг.

Риски
Есть школы, которые не укладываются в норматив N, в том числе по учебным расходам. Но данный риск может быть преодолен.
В.Ш. Семенов, директор школы:
- Малокомплектные школы не могут существовать в условиях нормативного финансирования. Их статус закреплен в краевом законе. Но как могут жить сельские средние школы с наполняемостью менее 120 учащихся? Можно ли оставить их на статусе казенного учреждения с финансированием по факту?
Роман Селюков:
- Если закрепить данное положение, то появится  соблазн у директоров других школ подвести свою школу к этому статусу. В Республике Бурятия закрепили специальный норматив для муниципалитетов с численностью жителей менее 10 тыс. человек. Муниципалитет может сам перераспределять средства в условиях пересмотра образовательной сети. Республика Саха (Якутия) закрепила перечнем ряд школ, которые финансируются по факту. Данный перечень уменьшается из-за их закрытия (естественного).

Итак, возможные выходы: кластерный подход к утверждению нормативов, закрепление перечня особых школ (малокомплектные, приграничные), использование ресурсов государственного (муниципального) задания.
В зале возникло стихийное обсуждение и неприятие последнего предложения. Лектор постарался предоставить аргументы в пользу использования ресурсов государственного задания.

Также он отметил, что последний подход возможен для приграничных школ, где ОУ несут существенные социальные функции. Разница между нормативом и необходимыми средствами, для выполнения этой миссии, получают через задание. Работники будут понимать, что они выполняют особое задание в своем населенном пункте. Это возможно использовать и при финансировании коррекционных школ, которые оказывают не только образовательную услугу, но и услугу по адаптации детей с особыми потребностями.
А это будет вести к увеличению ассигнований в образование. Им  будет ясно, на что они идут.
В ходе обсуждения были заданы следующие вопросы, на которые ответил Роман Селюков:
- Как можно «избавиться» от этих «лишних» детей?
- Это будет проблемой муниципалов. Мы не должны своими нормативными актами  провоцировать директоров на такие шаги.
- И все-таки, как жить таким школам?
- Возможно, пойти кластерным путем, проведя ревизию школ с численностью учащихся. Выделив группы школ с близкой численностью, можно установить для них нормативы. Но тогда мы уйдем от сельского-городского норматива и решим проблему поселковых школ, финансируемых по городскому нормативу, но по состоянию  близких к сельским школам. Но даже в этой группе кому-то может не хватить денег по нормативу, учредитель может добавить эти средства, профинансировав иные услуги через муниципальный заказ, допустим социокультурный центр, развитие спорта и так далее.
- Каким образом муниципалитет должен  изыскать эти  средства?
- Образовательная услуга финансируется по нормативу, все остальное – не образовательная услуга, либо возможен такой вариант как изменение рамок кластера, если не хватает финансирования на реализацию образовательного стандарта. Можно также разбить кластер на очень мелкие нормативы, но в основе должен быть объективный показатель (например, численность населения муниципалитета).
- Каким образом стратегическая команда, которая будет вырабатывать проект нормативного акта, должна учитывать особые, нетиповые  школы?
- Если школа нетиповая, то и образовательный процесс должен идти нетиповым способом, и тогда деньги будут считать нетиповым способом. В особых школах должны быть и особые технологии. Надо думать над технологическими решениями. Интенсивность труда учителя в классах с разной наполняемостью разная, а зарплата - одинаковая. И отсутствие детей в сельской школе не должно быть аргументом для требования равной заработной платы с учителем, работающим в классе с нормативной наполняемостью. Поводом для закрытия школ становится не малая численность учащихся, а крайне низкое качество образования.

Вывод: сделать выбор подхода к формированию норматива: кластерный подход к утверждению нормативов, закрепление перечня особых школ (малокомплектные, приграничные), использование ресурсов государственного (муниципального) задания.

Принцип 2. Содержательное наполнение норматива (методика наполнения норматива)
БУП  2004 г. противоречит закону РФ «Об образовании», а значит, не может быть положен в основу формирования норматива. Кроме него, школа занимается социализацией, воспитанием, оздоровлением детей. Норматив должен содержать перечень видов работ, которые финансируются из него. Учебную работу можно рассчитать через БУП, сложно перевести остальные функции школы в деньги. Необходимо сформулировать показатели, по которым будет происходить финансирование ОУ. Это полномочия субъекта РФ. Методика, предложенная институтом развития города, базируется только на БУПе
Риски
Риск заключается в том, что если мы пропишем все виды деятельности, тогда этим должны будут заниматься все школы, получающие средства по нормативу. Возможно, нужно прописать условия для занятия деятельностью, т.е. прописать не результат, а требования к процессу. Созданы ли условия, чтобы получить результат, например, требования при лицензировании.

Принцип 3. Реинвестирование высвобождающихся средств в образование

Если количество детей убывает, деньги не изымаются из образования, а используются на увеличение норматива. Это должно быть зафиксировано в нормативном акте.
В случае если количество детей увеличится, необходим рост доли консолидированного бюджета в образование – это один из рисков. Возможно, соотнести норматив с какими-то иными показателями (средняя зарплатой в реальном секторе, прожиточный минимум и т.д.). Мы можем позволить себе то образование, на какое у нас есть средства.

Принцип 4. Автоматический рост норматива
Здесь важно пошаговое движение: прописать все виды деятельности, рассчитать норматив, прописать увязку с каким-то показателем. С каким? На примере заработной платы: сейчас заработная плата в образовании 60% от  среднего значения в экономике. Можно прописать увеличение коэффициента до 0,9 за 10 лет.

Принцип 5. Альтернативные каналы финансирования
Это перспективно, но дополнительно денег не дадут. Где взять? Убрав коэффициент увеличения норматива для гимназий и лицеев. А освободившиеся средства пустить на финансирование лидеров в образовании, дающих хорошее качество. Риск: существенное изменение оплаты труда работников гимназий и лицеев приведет к оттоку высококвалифицированных кадров их этих учреждений. Как устранить? Проведение промежуточного рейтингования в конце финансового года и выделение средств на стимулирующие выплаты.

Принцип 6. Единый норматив
Со временем должна пройти унификация, и сформироваться единый норматив по высшей планке для школ, дающих высокое качество образования. Иные ОУ должны быть закрыты. Механизм его формирования: сужение коридора нормативов в плановом порядке до 2020 г. до 0% через доведения низких нормативов до высоких в условиях демографических изменений и развития сети, чтобы ликвидировать неэффективные расходы (соотношение ученик-учитель, ФОТ  учителей и иных работников…)
Для учета возможностей бюджета края при переходе на подушевое финансирование, делаем привязку к какому-либо показателю оплаты труда в регионе. Надо думать о возможности использования внутренних  финансовых ресурсов региона.

 

Наталья Цырендашиева


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100