Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сообщение министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Константина Карасева

Добрый день, уважаемые коллеги!

Уважаемый Александр Изотович, гости семинара!

Разрешите мне от имени Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края приветствовать вас на нашей гостеприимной забайкальской земле, выразить сердечную признательность вам, Александр Изотович, вашей команде, коллегам из соседних регионов за вашу готовность поделиться опытом, поддержать нас и помочь. Учитывая особую актуальность внедрения современных финансово-экономических механизмов в сфере общего образования, направленных на повышение качества образования, мы ожидаем плодотворной работы экспертов и аналитиков, всех участников и надеемся, что спроектированные дорожные карты позволят нам решить эти сложные задачи.

Модернизация общего образования в Забайкальском крае проводится без федеральной поддержки по пяти направлениям. Наиболее полно реализованы направления «Развитие системы оценки качества образования» и «Расширение общественного участия в управлении образованием». Наиболее сложными остаются «Введение новой системы оплаты труда», «Переход на нормативное подушевое финансирование» и «Развитие сети общеобразовательных учреждений»

Уважаемые гости! Я вкратце охарактеризую систему образования края.

Образовательная сеть края представляет собой многоуровневую и взаимоувязанную систему учреждений, реализующих программы дошкольного, общего, дополнительного образования детей, специального образования детей, профессионального образования.

Всего образовательных учреждений 1333.

Из них:
Дошкольных образовательных учреждений – 476
Учреждений специального образования детей – 49
Учреждения дополнительного образования детей – 110
Учреждения профессионального образования – 80. Из них: НПО, СПО – 52.

Высшего – 26 с 12 филиалами
Дополнительного профессионального образования педагогов – 2.
Учреждений общего образования – 618.

В рамках модернизации системы общего образования проводится целенаправленная работа по развитию сети учреждений общего образования: создана необходимая нормативно-правовая основа, в муниципалитетах приняты целевые программы развития сети.

Сеть учреждений общего образования за последние 5 лет претерпела ощутимые изменения: в 2006 году функционировали 656 школ, сегодня – 618.

Положительным эффектом оптимизации сети ОУ является расширение видового разнообразия учреждений и создание новых моделей обучения: организация сетевого взаимодействия, дистанционного образования.

В целях концентрации материальных, кадровых, финансовых ресурсов в крае продолжается работа по развитию сетевого взаимодействия учреждений. Создается сеть учреждений с интернатным пребыванием детей для совершенствования системы выявления и поддержки талантливых детей Забайкальского края (ДЮСШ, краевая гимназия-интернат, краевой лицей-интернат и др.).

Положительный опыт накоплен в Сретенском, Агинском, Краснокаменском, Борзинском, Чернышевском, Могойтуйском, Тунгокоченском, Красночикойском, Дульдургинском районах, г. Чите.

Если положительный результат реструктуризации школ наблюдается в городах, поселках, компактных территориях края, то реорганизация удаленных сельских школ требует значительных ресурсов для организации подвоза учащихся и учителей, развития сети пришкольных интернатов, в отдельных случаях затраты муниципальных бюджетов (приобретение автобусов, ГСМ, создание и содержание пришкольных интернатов) значительно превышают экономию краевого бюджета.

В целях обеспечения доступности общего образования внесены дополнения в ст. 4 Закона Забайкальского края «Об образовании» и принято Постановление Правительства ЗК, где введено понятие сельской малокомплектной школы и утвержден перечень труднодоступных, отдаленных и приграничных школ (в количестве 36).

Если по состоянию в 2009 году в крае насчитывалась 151 малокомплектная школа, то в настоящее время их уже 171, и к началу 2011 года ожидается увеличение их численности до 176.

Кадры. Всего в системе общего образования края работают более 22 тысяч педагогических и руководящих кадров. Доля учителей с высшим образованием составляет 64,2%. Всего на заочном отделении обучаются 987 учителей, Педагоги, имеющие базовое непедагогическое образование прошли обучение по освоению новых образовательных технологий в учреждениях дополнительного профессионального образования (институты повышения квалификации работников образования).

Проблема старения кадров остается актуальной. Принимаются меры по привлечению молодых специалистов (61 грант на федеральном уровне, ежегодно прибывает в школы края 100-150 молодых учителей).

Созданный в 2002 году областной Совет молодых учителей, Школа молодого ученого, педагога-исследователя способствуют решению задач становления молодого учителя, социальной защиты молодых.

Динамика омоложения педагогических кадров положительная. В 2008 году доля учителей со стажем работы до 5 лет составляла 12,3%, в 2010 – 14,6%. Доля учителей «предпенсионного» и пенсионного возраста составляет 34,1%.

Вакансии в ОУ составляют 2,2% (в 2007-200 мест, 2008 - 506, 2009 - 420).

В Забайкальском крае Комплексный проект модернизации образования (КПМО) реализуется на основании следующих документов (вы их видите на слайде).

Реализация проекта осуществляется в условиях ряда ограничений – это дотационный характер экономики края, высокая доля малочисленных ОУ, низкий уровень экономической компетентности руководителей.

Спецификой РКПМО в Забайкальском крае является и то, что по времени он совпал с активной фазой глобального финансово-экономического кризиса, а также с процессом объединения образовательных систем Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Ход реализации КПМО неоднократно обсуждался на различных конференциях, совещаниях, семинарах (на слайде).

Уважаемые коллеги! Далее в своем докладе остановлюсь на финансово-экономических вопросах общего образования

Анализ фактического исполнения расходов на образование показывает, что при увеличении общего объема консолидированного бюджета края (от 38,2 млрд руб. до 42,2 млрд руб.) доля расходов на образование уменьшается. При этом сумма средств увеличивается от 11,7 до 12,5 млрд рублей.

Объемы субвенции на общее образование в течение последних лет нестабильны: в 2009 году объем субвенций уменьшился на 10,8% по сравнению с 2008 годом с учетом долга 2007 года. В 2010 году плановый объем субвенций на общее образование составляет выше уровня 2009 года на 2,2%. Заработная плата учителя незначительно растет: от 11 тыс. рублей в 2008 году до 12.5 тыс. рублей в 2009 году. Планируется в 2010 году достичь 13 тыс. рублей.

Увеличение расходов консолидированного бюджета Забайкальского края на образование с 2008 по 2010 год на 7,3%, произошло преимущественно за счет включения расходов по организации летней оздоровительной кампании (227 млн рублей) и по передаче 3-х учреждений начального профессионального образования с федерального уровня финансирования на краевой (110 млн рублей).

За три года из федерального бюджета поступило средств на софинансирование расходных обязательств Забайкальского края на сумму более 600 млн. рублей. Кроме того, на реализацию мероприятий ПНПО освоено за три года более 500 млн. рублей.

Структура расходов на общее образование ЗК выглядит следующим образом (на слайде). Объем средств по заработной плате остается на одном уровне, повышаются расходы на коммунальные и прочие расходы, включая питание, в связи с повышением тарифов. Доля средств на оснащение ОУ современным оборудованием снижается. В итоге, бюджет общего образования не ориентирован на развитие системы в целом.

Объемы субвенции на общее образование в течение последних лет нестабильны: в 2009 году объем субвенций уменьшился на 10,8% по сравнению с 2008 годом с учетом долга 2007 года. В 2010 году плановый объем субвенций на общее образование составляет выше уровня 2009 года на 2,2%. Заработная плата учителя незначительно растет: от 11 тыс. рублей в 2008 году до 12.5 тыс. рублей в 2009 году. Планируется в 2010 году достичь 13 тыс. рублей.

Средства на учебные расходы направляются на оплату Интернет-трафика, выплату компенсации на книгоиздательскую продукцию педработникам. Средств на учебные расходы, предусмотренных в рамках субвенций на общее образование, крайне недостаточно для кардинального обновления и пополнения учебно-материальной базы школ. Недостаточность бюджетных средств привела к уменьшению учебных расходов в 2009 году в среднем на 1 учащегося до 700 рублей в год.

Расходы на 1 учащегося дневного муниципального общеобразовательного учреждения в среднем по краю составил в 2009 году 31 тыс. рублей в год (от 60,5 тыс. рублей до 16,5 тыс. рублей в районах). При расчете субвенций согласно ЗЗК №244 «О нормативах для расчета размера субвенций» применяются коэффициенты выравнивания, исходя из соотношения фактической численности класса-комплекта к нормативной численности.

Наиболее высокие коэффициенты имеют малочисленные, отдаленные, сельские районы (например, Каларский район - 2,2, Александрово-Заводский - 1,98, Акшинский район - 1,84). Согласно вышеназванного закона в целях постепенного перехода на НПФ с 2010 по 2013 год коэффициент выравнивания уменьшается на 25% ежегодно, кроме малокомплектных и труднодоступных школ, в которых коэффициент выравнивания будет применяться всегда.

В Законе прописана методика расчета подушевых нормативов на 1 учащегося в зависимости от вида учреждения, ступени обучения, вида класса и расположения учреждения, всего применяется 108 нормативов.

Одной из проблем общего образования остаются неэффективные расходы. В 2009 году сумма неэффективных расходов в сфере общего образования составляет 1,8 млрд рублей, основная доля которых приходится на неоптимальное соотношение «учитель и неучитель». Учитывая низкую плотность населения, климатические условия, геополитическую ситуацию следует признать, что так называемых неэффективных расходов невозможно избежать.

Наряду с сокращением количества ставок считаю возможным избрать способ передачи функций, не связанных с образовательным процессом, на аутсорсинг в другие организации. Примеры передачи предоставлены на слайде. Это

    *      объединение служб сопровождения педагогического процесса в единую службу при муниципалитете,
    *     передача котельных в ведение ЖКХ или на обслуживание частных организаций,
    *      оплата обслуживания зданий и помещений школы клиринговым компаниям,
    *      передача ставок педагогов дополнительного образования из школ в учреждения дополнительного образования детей и т.д.

Считаем наиболее сложной задачей осуществление перехода на НПФ всех учреждений образования, так как без перехода к нормативному подушевому финансированию другие изменения (НСОТ, финансовая самостоятельность школ, оптимизация сети ОУ и т.д.) остаются бессмысленными.

Новая система оплаты труда в школах ЗК осуществляется по трем методикам: «Читинская» (31 школа), «Агинская» (53 школы), отраслевая (534 школы).

В ближайшее время предстоит очень важная и ответственная работа либо по гармонизации трех-четырех методик оплаты труда, имеющихся в системе образования – методики «читинской», «агинской», Минобрнауки России (ученико-час), а также отраслевой методики оплаты труда («голиковской»), по которой в настоящее время работает большая часть образовательных учреждений края, либо переход к одной из них.

В экспериментальных школах средний оклад учителя повышен на 30%, вместе с тем при уменьшении учебной нагрузки рост заработной платы учителей по сравнению с периодом до введения НСОТ составил 11%. Средняя заработная плата учителей за 2009-10 учебный год составила 13 тысяч 200 рублей (в 31 школе) и 14 тысяч рублей (в 53 школах). Для сравнения, средняя зарплата учителей по краю в 2009 году составила 12.5 тыс.рублей. Доля стимулирующих надбавок в заработной плате учителей в различных учреждениях колеблется от 8 до 57%.

Средняя заработная плата директора в учреждениях, участвующих в проекте модернизации образования составила 29 тысяч 100 рублей в читинских школах, 22,5 тыс. рублей – в агинских школах. Доля стимулирующих надбавок в среднем - 103,6%, колеблется от 74% до 175% и имеет непосредственную связь с численностью учащихся, но не имеет зависимости от средней заработной платы учителя. Средняя заработная плата заместителей директоров составила около 20 тыс. рублей, доля стимулирующих надбавок в среднем составила 57,8% и колеблется от 121% до 137%.

Данная система, в целом, показала свою прогрессивность, зависимость заработной платы от результатов, но для внедрения во всех школах требуется дополнительно около 400 млн. рублей фонда оплаты труда. Для внедрения НСОТ в труднодоступных и малокомплектных школах общая недостаточность фонда составит всего 528 млн. рублей. Стимулирующие выплаты получает подавляющая часть учителей и руководителей (в читинских школах – 90%, в агинских – 70%). Это свидетельство того, что руководители более склонны рассматривать стимулирование как механизм социальной защиты, чем как механизм управления качеством образования.

Основными результатами введения НСОТ в экспериментальных школах можно назвать следующие эффекты:

    *      сформированы школьные системы оценки качества работы учителя;
    *      снижена средняя учебная нагрузка на учителя,
    *      средняя заработная плата учителей экспериментальных школ повысилась на 11%;
    *      в профессиональном сознании педагогов воспринята идея оплаты труда педагогов за результаты их профессиональной деятельности;
    *      внедрен нормативный подход в планирование и учет всех видов деятельности учителей: аудиторной и внеаудиторной нагрузки;
    *      сформирована нормативно- правовая база перехода на новую систему оплаты труда, алгоритмы управленческих действий по внедрению данной системы.

Несмотря на достигнутые результаты введения НСОТ в экспериментальном режиме не удалось добиться повышения наполняемости классов, оптимального соотношения учитель-ученик, учитель – неучитель, и также решить такие актуальные проблемы как учет в оплате труда специфики работы в профильных классах и группах. Отмечаем недостаточную правовую и экономическую компетентность руководителей образовательных учреждений, финансовых служб, муниципальных органов управления образованием.

Переход на НСОТ по методике Минздравсоцразвития, начатый в 2010 году, в меньшей степени позволяет учитывать взаимозависимость результатов работы учителей с увеличением их заработной платы.

Имея такие неоднозначные результаты введения НСОТ, считаю необходимым определиться в выборе методики, основанной на нормативном подушевом финансировании.

Уважаемые коллеги! Работа нашего семинара позволит нам осознать и принять неотвратимость введения во всех общеобразовательных учреждениях края новых финансово-экономических механизмов в ближайшие год-два в русле требований ФЗ-83.

Желаю всем плодотворной и творческой работы.
 

Аналитическая группа Забайкальского края

 

 

Презентация к сообщению 

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100