Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Группа "Эффективность новых организационно-экономических механизмов, внедряемых в рамках Комплексного проекта модернизации образования"



29 марта 2010 года в рамках семинара в Забайкальском крае состоялась работа группы «Эффективность новых организационно-экономических механизмов, внедряемых в рамках КПМО». В работе секции приняли участие более 100 человек. Под руководством Романа Селюкова, заместителя директора Института проблем образовательной политики «Эврика», в процессе обсуждения были выделены эффекты, обозначены риски  и проблемы от введения нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда.  

По словам участников семинара, введение подушевого финансирования сказалось на ситуации в школах: в крупных городских и поселковых школах финансирование значительно выросло, в  то время как в сельских уменьшилось или остался на прежнем уровне.

Среди положительных результатов введения нормативного подушевого финансирования необходимо выделить полученную самостоятельность руководителя школы в формировании штатного расписания. Применяемая в регионе методика расчета НПФ базируется на оплате часов учебного плана, что с одной стороны, не позволяет ввести в норматив оплату часов внеаудиторной занятости педагога, а с другой стороны, становится непонятно, что будет учитывать подушевой норматив при переходе на ФГОС, когда  БУП перестанет носить нормативный характер. Это одна из проблем, на которую было обращено внимание.

Входе работы группы был представлен опыт Новосибирской области по реализации данного направления. Он, по мнению участников семинара, позволяет решить многие из названных проблем при переходе на апробированную в том регионе методику формирования подушевого норматива.

При анализе результатов введения новой системы оплаты труда бесспорным положительным эффектом было определено создание и активизация деятельности органов государственно-общественного управления в общеобразовательных школах, которые становятся органами реального управления общеобразовательным учреждением. В пилотных школах четко прослеживается зависимость уровня заработной платы учителя от качества и результатов его труда через механизм и критерии распределения стимулирующих выплат. В тоже время введение коэффициента зависимости должностного оклада от количества учеников в классе приводит к ярко выраженному нежеланию, а то и отказу со стороны педагогов от работы в классах с низкой наполняемостью.

Не меньшее вопросов вызывает проблема размеров фонда стимулирования педагогов, при котором он будет выполнять свою функцию стимулирования, не превращаясь в фикцию. Как проблема было названо сохранение в региональной  методике коэффициента стажа и квалификации. Насколько обоснованно в условиях резко ограниченных финансовых ресурсов финансирование показателей, влияние которых на качество и результаты педагогической деятельности не бесспорно, что и показала дискуссия. Руководители небольших сельских школ высказали обоснованные сомнения в возможности выдержать рекомендуемые соотношения фонда оплаты труда учителей и иного персонала как 70 и 30. Желание довести данный показатель до рекомендованных значений приводит к сокращению специалистов по сопровождению образовательного процесса (психологов, логопедов, дефектологов) из штатного расписания школы, что не может не сказаться отрицательно на качестве образования в целом.


Информационно-аналитическая группа Забайкальского края

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100