Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Лекция Александра Адамского "Наша новая школа" в нашей школе"




Презентация лекции  
15 февраля в рамках экспертно-аналитического семинара «Наша новая школа» в нашей школе», который проходит на базе гимназии №56, состоялась лекция Александра Адамского, ректора Института проблем образовательной политики «Эврика». В качестве предварительных замечаний лектор зафиксировал несколько тезисов.

Первый из них связан с принципом «Деньги в обмен на обязательства», который, по словам Александра Адамского, за время реализации Комплексного проекта модернизации образования оправдал себя. Следующий шаг – реализация принципа «Деньги в обмен на эффективность». Апробация таких принципов свидетельствует о том, что в образовании окончательно укрепилась тенденция отхода от сметного характера финансирования, который на сегодняшний день признан неэффективным.


Второе предварительное замечание, зафиксированное лектором, касалось отношения объема вкладываемых в модернизацию средств и эффективности происходящих изменений. Порой существенные вложения средств могут привести к обратным эффектам. Например, если колоссальные средства направить на повышение заработной платы учителям и сохранить «уравнительный» подход, то эффекта от вложений не будет.


Ключевым понятием, разворачиваемым в рамках лекции, стало понятие «качество образования». По словам Александра Адамского, на современном этапе развития образования, качество следует понимать, как комплекс таких составляющих, как академические достижения, компетентности и социальный опыт.


В настоящее время система аттестации в школе выстроена таким образом, что предметом оценки являются исключительно академические достижения. Переход к результатом, как к комплексу – это следующий шаг. При этом единый государственный экзамен, как форма оцени знаний, умений и навыков, сохранится, но перестанет быть единственным инструментом оценки качества образования.


А в этой связи грядут изменения и в тех основаниях, которые существуют в оплате труда педагогов. Учителю будут платить не за факт проведения урока, а за качество.


Президент РФ Дмитрий Медведев поставил задачу – переход на новую систему оплаты труда всех образовательных учреждений за 3 года. Кроме того, весной этого года произойдет переход на новую методику расчета норматива. Сейчас он рассчитывается по часам на основе базисного учебного плана, в то время, как очевидной стала необходимость перехода на методику расчета по обеспечению условий.


Изменение финансово-экономических механизмов в образовании – шаг необходимый и имеющий под собой определенные основания. У нас в стране в 70% образовательных учреждений учатся 30% учащихся (речь идет в большинстве случаев о сельских школах), а в других 30% учатся остальные. Кроме этого, в нашей стране на одного учителя приходится всего 8 учеников, в то время, как о эффективности финансовых затрат можно начинать говорить лишь при соотношении 1 к 15. Для бюджета это непомерные траты и тем актуальнее становятся задачи повышения экономической эффективности образования.


В этом смысле, в настоящее время проявляется тенденция к полифункциональности работников школы. При этом важно понимать разницу между полифункциональностью и «многостаночничеством», которое сейчас повсеместно встречается в сельских школах.


Александр Адамский уверен, что переход на новую систему оплаты труда является ключевым механизмом модернизации. Переход на НСОТ учителя является одним из ключевых условий экономической конкуренции страны. Важно понимать, что модернизация направлена не на социальное выравнивание положения учителя, а на решение экономических проблем страны. И здесь возникает задача определения таких показателей эффективности деятельности учителя, которые коррелируют социальной успешностью выпускника.


По словам эксперта, ключевая проблема современной школы – этот разрыв между тем, что есть успешность в школе и что есть успешность в жизни. И здесь стоит задача учета достижений ребенка не только в учебе, но и в других направлениях, разработки формы аттестации (как промежуточной, так и итоговой). Результативность в виде успешности – ключевой момент в новой системе оплаты труда.



Валентина САЖИНА


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100