Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Экспертно-аналитический семинар "Наша новая школа" в нашей школе", 15.02.2010> Лекция Алексея Воронцова "Результаты, качество образования и основная образовательная программа"

Заполнить экспертный протокол

Если у Вас возникли проблемы с заполнением экспертных протоколов, то предлагаем Вам сделать следующее  

Лекция Алексея Воронцова "Результаты, качество образования и основная образовательная программа в национальной инициативе "Наша новая школа"




Презентация лекции  

15 февраля в рамках экспертно-аналитического семинара «Наша новая школа» в нашей школе», который проходит на базе гимназии №56, состоялась лекция Алексея Воронцова, эксперта Института проблем образовательной политики «Эврика» «Результаты  и образовательные программы «Нашей новой школы». В рамках лекции обсуждались основные подходы к пониманию результативности образования.

В настоящее время введен в действие Федеральный государственный стандарт начального общего образования, который одновременно является одним из пяти направлений национальной инициативы "Наша новая школа". Стандарт задает требования к результатам образования, к структуре образовательной программы и условиям ее реализации. Однако трактовка основных требований нуждается в обсуждении. Попробуем разобраться с ведущими понятиями этих требований.

Подходы к определению результатов образования

1 подход – набор (перечень) разных образовательных (учебных и внеучебных) результатов:

- предметные (академические) результаты (знания, умения и навыки по отдельным учебным предметам);

- ключевые компетентности (решение проблем, информационная, учебная, коммуникативная) или набор универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и личностных);

- приобретение социального опыта или результаты личностного развития.

Опыт описания такого подхода к результатам был продемонстрирован еще в стандарте 2004 года (предметные знания, умения, навыки и общие умения и навыки, способы деятельности). Однако реализовывались и оценивались в школах лишь предметные результаты. Не произошло «соединение» этих двух компонентов образовательных результатов.

2 подход -  ключевые компетентности вокруг которых выстраиваются все виды образовательных результатов (интегративная характеристика образовательных результатов)

1 блок: интерактивное использование   предметных способов/средств (орудий):

1-1. Способность интерактивно использовать язык, символы и текст

1-2. Способность интерактивно использовать знания и информацию

1-3.Способность интерактивно использовать новые технологии (информационные, коммуникационные)

2 блок: взаимодействие в гетерогенных группах

2-1   Способность хорошо относиться к другим.

2-2. Способность действовать в кооперации

2-3. Способность регулировать и разрешать конфликты

3 блок : автономное действие

3-1. Способность действовать, удерживая крупный план (предельный контекст)

3-2. Способность намечать и реализовывать жизненные планы и личные проекты

3-3.Способность защищать и утверждать права, ограничения, интересы и потребности

3 подход: сквозные образовательные результаты, как стержень вокруг которого "закручиваются" все остальные группы образовательных достижений

Сквозные образовательные результаты - базовые результаты, которые прослеживаются через все образовательные области, ступени образования, являясь интегральной характеристикой образовательной результативности школьника, которая описывается через:

· образовательную самостоятельность, подразумевающую умения школьника создавать предметные способы и средства для собственного учебного продвижения и развития;

· образовательную инициативу – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;

· образовательную ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях, умение публичного предъявления своих образовательных результатов.

Подходы к определению качества образования

Необходимо сразу отметить, что образовательные результаты и качество образования разные понятия и оцениваются эти понятия разными субъектами.

1 подход: качество образования определяется как интегральная характеристика образования, в которой определена степень соответствия образовательных результатов и условий их получения существующим в обществе потребностям и ожиданиям.

2 подход: качество образования - есть интеграция следующих элементов: (1) гарантированная реализация минимальных стандартов образования; (2) способность ставить цели в различных контекстах и достигать их с входными показателями и контекстными переменными; (3) способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон; (4) стремление к совершенствованию.

3 подход: качество образования - совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможность самостоятельного решения обучаемыми значимых для них проблем, для достижения которых требуется такое время, которое позволяет обучаемым заниматься разными видами деятельности, значимыми для их развития.

Если исходить из третьего подхода, то ключевыми показателями качественного образования являются: эффективность, доступность, функциональная грамотность, индивидуальный прогресс, социализация и успешность.

Эффективность образования  - показатель качества образования, который фиксирует оптимальные затраты времени и ресурсов для достижения запланированных образовательных результатов;

Доступность образования – показатель качества образования, который фиксирует возможность обучающихся получать образование в различных формах (очное, заочное, очно-заочное, домашнее, семейное, экстернат);

Функциональная грамотность - показатель качества образования, который фиксирует предметный и функциональные уровни освоения культурных предметных способов действий и средств.

Индивидуальный прогресс ребенка - динамика образовательных достижений обучающегося за определенный период времени по одним и тем же показателям.

Социализация – показатель качества образования, демонстрирующий возможность обучающихся встраиваться в социальные проекты и практики, их самочувствие и поведение в этих условиях.

Успешность -  показатель качества образования, с помощью которого определяется возможности обучающихся использовать полученные образовательные результаты для решения своих социально-значимых практических задач.

Кто и как оценивает результаты и качество образования?

Образовательные результаты оцениваются с помощью:

- внешней независимой оценки по выполнению выпускниками федерального государственного образовательного стандарта. Основные оценочные процедуры – единый государственный экзамен; государственная итоговая аттестация в форме тестовых материалов в девятом классе; тестирование учащихся 4(5), 9,10, 11 классов в ходе аккредитации образовательного учреждения;

- внутренней оценки (формативного оценивания) средствами учителя в ходе образовательного процесса через систему проверочных работ, а также публичного представления образовательных результатов самими учащимися, в том числе и с помощью портфолио.

Качество образования может оцениваться с помощью:

· мониторинговых исследований для оценки индивидуального прогресса обучающихся с использованием стартовой, текущей и итоговой диагностики;

· тестовой диагностики для определения уровней  предметной и функциональной грамотности по ведущим учебным дисциплинам;

· самооценки образовательного учреждения в ходе аккредитационных процедур; самооценки педагогов в ходе его аттестации; самооценки учащихся в ходе подведения итогов учебного года;

· экспертной оценки представителей общественно-профессиональной экспертизы, родительской общественности эффективности и доступности образования в конкретном образовательном учреждении;

· анкетирования учащихся и их родителей, эссе, портфолио, социологические данные по теме социализации и успешности обучающихся.

Необходимо обратить внимание на то, что качество образование в большей мере оценивается в рамках внутренней системы оценки, в том числе и самооценки всех субъектов образовательного процесса.

Подходы к понятию основной образовательной программы (ООП) ступени

Необходимо отметить, что ООП является новым видом образовательных программ. К настоящему времени есть два подхода к определению того, что есть ООП.

1 подход – изложен в тексте Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Основная образовательная программа - «программа программ» и включает в себя набор отдельных программ (формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; отдельных учебных предметов, курсов; духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; формирования культуры здорового и безопасного образа жизни)

2 подход – связан с реализацией  деятельностного подхода в педагогической и управленческой деятельностях.

Образовательная программа ступени – нормативный документ образовательного учреждения, определяющий  содержание образования определенного уровня и направленности, а также программу действий по обеспечению достижений обучающимися результатов освоения данной программы.

Исходя из такого определения ООП может (должна):

- определять набор культурных предметных способов действий/средств (т.е. основное содержание образования ступени)

- стать программой действий субъектов образовательного процесса через разные виды деятельности младших школьников

- задавать определенными «ритмы» в образовательном процессе (годовой и пятилетний циклы)

- задавать «дизайн» информационно-образовательной среды ступени образования

- обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников

- задавать «очки», с помощью которых можно видеть, что происходит с детьми и педагогами.

Если ФГОС НОО задает цели и требования к планируемым результатам, то ООП на уровне образовательного учреждения должна фиксировать задачи, с помощью которых задается путь достижения запланированных результатов. Именно путями движения от цели к результату и могут различаться образовательные учреждения (а значит и ООП).


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100