Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Лекция Марии Юдкевич, доцента кафедры институциональной экономики ГУ-ВШЭ

Презентация к лекции 

В рамках межрегиональной конференции "Внешняя оценка образования. Требования к содержанию и процедурам оценки  качества образования с учетом опыта субъектов Российской Федерации, реализующих комплексные проекты модернизации образования" состоялось сообщение Марии Юдкевич,  доцента кафедры институциональной экономики ГУ-ВШЭ, «Образование – доверительный продукт».

Сообщение было посвящено проблеме оценки стоимости качества образования. Часть этой проблематики связна с доверительным характером образования.

Оставив вопрос о конкретных показателях качества образования за рамками дискуссии, Мария Юдкевич задала экономический контекст и  прояснила теоретические основания для возможного обсуждения качества образования.
Экономисты предложили ряд классификаций рынков услуг (благ):

1) Самый простой вид таких рынков – рынок инспекционных благ. Постконтрактные проблемы здесь минимизированы, т.к. качество и характеристики продукта описаны заранее, до заключения контракта.

2) Рынок экспериментальных благ.  Качество товара (услуги) невозможно оценить до заключения контракта, но оценка его качества возможна бесплатно (без издержек) после заключения контракта. Пример, банка шпрот. Механизм регуляции рынка – сертификация качества предоставляемой услуги.

3) Рынки доверительных благ. Оценка качества связана с высокими издержками. Например, медицинские услуги, даже получив лечение, мы не можем сказать - было ли лечение оптимальным.

Образование иной классический пример такого рода товара. Мы не можем заранее оценить качество, более того, мы не можем оценить качество товара в процессе его потребления. Происходит объединение рынков услуги и экспертизы этой услуги. Как и врач, учитель  не только продавец, но и эксперт собственной услуги. Учитель в школе сертифицирует те знания, которые дает ученику. В этой ситуации мы вынуждены признать проблему - у такого рода «экспертов» появляется возможность оппортунистического поведения по отношению к не информированной стороне (потребителю). И тут имеют места два варианта: 1)снижение качества блага (услуги); 2)завышение объема блага (проверить, насколько объем услуг адекватен запросам не представляется возможным).

На рыночные результаты влияет защитная реакция участников рынка.  Когда нет интегрального показателя качества товара, мы начинаем ориентироваться на доступные нашему пониманию показатели (наличие библиотеки в школе, наличие аттестации у учителей). Большинство таких показателей, может и будет косвенно свидетельствовать о качестве (например, наличие ученых званий у преподавателей вуза может говорить о качестве образования), но важно понимать, что, в большинстве случаев,  у потребителя идет ориентация на легко доступные, простые, количественно измеримые показатели.

Ориентируясь на характер доверительных благ, на рынке услуг возникает ряд институтов:

1) Институты, ориентированные на информационные сигналы (на легко измеримые показатели).

2) Институт информационных посредников (например, консультационные структуры в медицине, образовательный советник в американской школе). Если есть механизмы, обеспечивающие  независимость  от поставщиков услуг, то такой институт может работать достаточно эффективно.

3) Саморегулирующиеся профессиональные сообщества и организации, которые начинают встраивать механизмы оценки качества и добровольной сертификации.

4) Институты, аккумулирующие информацию о поставщиках услуг (например, рейтинги вузов по разным основаниям).

Говоря об образовании, мы должны признать еще один тип сложностей, связанный его спецификой. Суть в том, что у потребителей с разными характеристиками - разные требования к качеству предоставляемой услуги. Например, выпускники с более высокими балами по ЕГЭ совершают более осознанные и поливариантные выборы, принимали более  стратегические решения при выборе вуза. Также есть ряд особенностей образования как доверительного товара:

1) Наличие многообразия целевых индикаторов (разные люди приходят за разными продуктами).

2) Успех образовательной  услуги зависит не только от того, кто услугу предоставляет, но от усилий потребителя услуги. Принципиальную роль играет наличие доверительной связи между учеником и учителем. Но тут появляется дополнительные возможности для вышеупомянутого оппортунизма (например, для показателей образовательных учреждений есть выгодные и мене выгодные ученики).

3) Важность эффекта со-обучения, и в этом образовательная услуга уникальна.

В заключение Мария Юдкевич отметила ряд ограничений на возможности системы образования самой продуцировать оценку. Все  оценки, их эффективность, должны оцениваться в связке с теми внешними институтами и внешними, в том числе экономическими, показателями. Выделение такого рода критических институтов для образования крайне важно.

В заключение сообщения Марине Марковне был задан ряд вопросов:

Принципиально оценить качество образования возможно? (Александр Адамский)

Надо разделять экономические выгоды от образования, которые можно измерить, сегодня для этого существует ряд методик. Но для оценки  стоимости тех или иных образовательных механизмов - методик нет. Но можно оценить некоторые критические точки, например, степень финансовой наполненности образовательного учреждения.  Для обеспечения должного уровня качества он не может быть ниже некого критического показателя . Однако, важно понять механизм оценивания этих критических точек.

Система образования в большое степени является системой неэффективной (вынужденной) занятости, и это известно. Как бы вы это прокомментировали?

Экономика, к сожалению, не думает о проблемах социальной честности и справедливости.

Как можно экономическими средствами доказать, что качественное образование выгодно? Какой расчет даст нам представление, что качественное образование лучше, чем не качественное (Любовь Глебова)

Качество системы образования будет относительно неудачным, если мы будем ориентироваться только на внутренние показатели системы. Нужно ориентироваться на смежные рынки, на внешние социальные показатели.

 

Ирина Дубинина,

аналитическая группа Института проблем образовательной политики «Эврика»


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100