Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сообщение Александра Адамского "Современные результаты и качество образования"




3 декабря в Москве Александр Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика», открыл межрегиональную конференцию «Внешняя оценка образования. Требования оценки качества образования с учетом опыта субъектов Российской Федерации, реализующих комплексные проекты модернизации образования» сообщением «Современные результаты и качество образования».

Основываясь на опыте регионов, участвующих в Комплексном проекте модернизации образования, лектор обозначил необходимость содержательного и нормативного разделения понятий качества и результата образования. По мнению Александра Адамского, делать качество предметом контроля не актуально. Если изначально предполагать, что оно проявляется через определенное время после окончания учебного заведения, то ни нормативно, ни финансово, ни кадрово управлять им невозможно. Результат образования, а не качество, должен являться предметом контроля.

Институт образовательной политики «Эврика» здесь позиционирует результат образования, как социализацию и успешность ребенка, которые должны проявляться во время обучения, а не после его завершения. Практически вся жизнь человека связана с двумя положениями: социализация и успешность. Наиболее показательным примером драматической социализации является переход ребенка из сада в школу, когда происходит принципиальное изменение всех условий, к которых находится ребенок. Поэтому социализацию и успешность логично оценивать не после школы, а в процессе образования.

В следующей части лекции Александр Адамский обратил внимание на способы появления новых норм. По его мнению, командно-административные способы приводят к трансляции норм. Сложнее, но в разы эффективнее, выращивать эту норму вместе с ребенком. Что же касается, успешности, то с ней ситуация сложнее. В авторитарной школе вся жизнь построена на фиксировании неудач, а область успешности сужена до успеваемости и стандартных учебных показателей.

Следующий тезис лектора раскрывал понятие «качество образования» в плане его автономности или принадлежности к чему-либо. По его мнению, качество не является автономным понятием, автономным представлением. Оно может быть опредмечено только в связи с социально-экономическими механизмами образования. Все чаще обсуждается позиция качества образования как нечто автономное, абстрактное. Но это не правильно. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" это утверждает, а опыт регионов это подтверждает.

Александр Адамский выделил 4 фокуса - педагогических ключевых механизма, связанных с эффективностью.

- нормативно-подушевое финансирование;

- новая система оплаты труда;

- образовательная программа;

- система аттестации учителей и учеников.

По словам выступающего, в этой связке есть смысл рассматривать тему качества результативности. Вне этой связки – смысла нет. Базовый учебный план, как основа бюджетирования нормативного расчета финансирования неэффективен. Он не дает развиваться ресурсному обеспечению образования. Более выигрышной является методика расчета финансового норматива на основе обеспечения условий качества образования. Смысл президентской инициатива «Наша новая школа» – изменения принципов расчета норматива. Финансовые органы обычно формируют бюджет, ориентированный на результат. Компетентности и социальный опыт, а не учебный план, являются показателями качества. Необходимо обеспечить условие достижения этих результатов. Не все сегодня могут оценить труд педагога по организации социальных и интеллектуальных проектов, путешествий. Условие достижения этих результатов является методикой расчета нормативов.

Сохранение неэффективных расходов приводит скорее к отрицательным эффектам. В их числе и несбалансированность сети, нерациональное соотношение учащихся и учителей, отсутствие стремления к повышению квалификации. Современная форма финансовой организации поглотит все освободившиеся деньги. Выходом здесь могут служить мероприятия по переходу на автономные учреждения и развитию сети.

Если выстроить иерархию эффективности образовательных учреждений, то на первом месте будут стоять бюджетные учреждения, как самые неэффективные, на втором - автономные учреждения, на третьем - негосударственные. Из ста рублей, пришедшие в бюджетные образовательные учреждения, по назначению тратятся семьдесят. Из-за сложности планирования, невозможности перебрасывания средств с одной статьи на другую, рисков предпринимательской деятельности.

Высоких результатов в образовании можно достичь и вне стен учреждения. Успешную социализацию на данный момент обуславливает внешкольная деятельность ребенка. При этом недооценено значение дополнительного образования. Если его финансировать наравне с общим, исчезает перевес, и ребенок реализует себя максимально. Важна не экономия средств, а обеспечение разнообразных видов занятий. При оформлении дополнительного образования как части школы и разработка соответствующих нормативных актов, эти виды занятий для ребенка будут играют не менее важную роль, чем уроки. Они будут включены в образовательную программу, и оцениваться на равных условиях.

В заключении Александром Адамским был поставлен вопрос о критериях оценки оплаты труда педагогов. На данный момент необходимо дать новое определение качеству для совершенствования системы оплаты труда . Качество не является автономным понятием, оно не существует вне связи с другими институциональными механизмами. Качество как понятие связано с множеством иных показателей кроме уровня проведения академических часов.

В системе оплате труда понятие качества может решить вопросы о перечне видов деятельности, которые должны оплачиваться учителя в базовой части заработной платы,  а также об основаниях для выплаты стимулирующей части.

 

Олег Дяченко,

магистрант тьюторской магистратуры МПГУ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100