Завершением первой части работы семинара 29 ноября стал доклад эксперта Института проблем образовательной
политики "Эврика" Петра Бондарева "Методология и методы оценки нового качества образования".
В ней он бозначил ослабление в XXI веке позиции школы и учителя как единственного источника
знаний и заявил о необходимости изменения задачи обучения: не воспроизводить культуру, а прививать и развивать, что соответствует
инновационному обществу. Проблема состоит не в том, чтобы всех научить всему, а в том, чтобы научить ученика создавать свою
собственную образовательную траекторию.
Петр Бондарев отметил многоаспектность понятия «качество» и обозначил новые требования
к качеству образования, фундаментом которых стали психология и развитие образования человека. Так, новое качество российского
образования стало целью модернизации образовательной сферы. Однако были отмечены риски по направлению "развитие региональной
системы оценки качества образования", в том числе отсутствие современных представлений о новом качестве образования как измеряемом
феномене. Объектами оценки качества образования, по мнению эксперта, являются:
- учебные достижения;
- внеучебные достижения;
- механизмы повышения квалификации педагогов;
- механизмы оценки эффективности управленческой системы;
- воспитательный процесс;
- анализ качества ресурсов образовательного учреждения.
Петр Бондарев обозначил институты (органы государственно-общественного управления, центры оценки
качества) и методы оценки качества (оценка учебных достижений, развитие ключевых компетенций, развитие психических процессов,
психологическая комфортность школьного обучения).
В рамках реализации РКПМО по направлению «Достижение нового качества образования»
уже достигнуты определенные эффекты:
- институализация новых критериев качества образования;
- утверждение новых требований и ориентиров оценки деятельности работников образования;
- закрепление внеучебных образовательных результатов в критериальном перечне.
Таким образом, лектором было обозначено, что связь качества жизни и качества образования –
ключевое соотношение.
Информационно-аналитическая группа Воронежской области
|