Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Лекция Сергея Горохова "Методология оценки нового качества образования"




Презентация к лекции

 

В рамках учебно-методического семинара «Кадровая модернизация системы образования Белгородской области» состоялась лекция Сергея Горохова, эксперта Института проблем образовательной политики «Эврика».

По его мнению, основная сложность в рамках направления «Новая система оценки качества образования» – формулировка ожиданий социума, предъявляемые к человеку, прошедшему образовательную программу в каком-либо институте (детском саду, школе, средне-профессиональном учреждении, Вузе и т.д.).

Сергей Горохов уверен, что в любую историческую эпоху требования носят достаточно конкретный характер, человек, не соответствующий им отторгается, не принимается обществом (Сократ, сомневающийся в добродетелях гражданина; еретик, не признающий Бога и т.д.). По мере усложнения образовательных институтов возникают требования, которым необходимо соответствовать при переходе из института в институт. Ребенок, не владеющий некоторыми качествами (например, связной речью), не принимается в школу, и идет в коррекционный класс; выпускник, не сдавший ЕГЭ по математике или русскому, не получает аттестат.

По мнению эксперта современная школа готовит выпускников, не приспособленных к жизни в современном обществе (требования изменились, а система подготовки к «взрослой жизни» осталась прежней). Примеров тому множество. Из школ выходят выпускники, не владеющие современными информационными технологиями, не обладающие компетентностями, не умеющими выстраивать диалог с другим.

Следующая часть лекции – ответ на вопрос «Кто оформляет требования к школе». Субъектами формирования заказа на образование выступают государство, общество, семья, бизнес. Основная сложность состоит в формировании запроса на результативность образования. Здесь мы сталкиваемся с рядом проблем, например гражданское общество в России развито слабо, у института семьи нет инструментов влияния на образование, бизнес идет по пути создания собственных институтов образования. Значит ключевым субъектов в оформлении заказа на образование выступает государство.

Согласно тезису, озвученному Сергеем Гороховым, ребенок – существо, обладающее натуральной, примитивной, животной психикой. Для того, чтобы стать человеком, ему необходимо овладеть культурными способами действия, т.е. перестроить свою психику, а для этого необходимо взаимодействие со взрослым.

Новое качество возникает не на пустом месте, а выстраивается на основании какого-либо феномена, уже существующего либо в психике человека (например, натуральная память, восприятие и т.д.), либо в группе (например, на причислении человека к какой-либо формальной группе).

Пространство взаимодействия взрослого и ребенка, для обеспечения РАЗВИТИЯ последнего, получило название ССР (социальная ситуация развития). Она подразумевает одновременную АКТИВНОСТЬ, как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого, без которого ничего НОВОГО в психике ребенка возникнуть не может. Именно здесь возникает проблема ОБУЧЕНИЯ, как некоторого совместного действия ребенка и взрослого, при котором взрослый НЕЧТО предъявляет ребенку (культурные формы поведения, действия) и следит за правильностью их усвоения и выполнения.

Если проанализировать опыт КПМО – основной упор при оценке результативности (другими словами, при оценке уровня развития школьника), используется 1 и 3 показатели (т.е. уровень актуального развития ребенка и степень квалификации педагога). При этом при учете зоны актуального развития ребенка, оцениваются не культурные способы действия ребенка в широком контексте, ни его возможности, а ЗУНы, которые он усвоил. Зона ближайшего развития и особенности взаимодействия педагога с ребенком – не учитываются НИГДЕ. Построение новой системы оценки качества образования, которая бы учитывала все стороны развития ребенка – актуальная задача для современной системы образования.

 

Соб.инф


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100