Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Работа группы "Эффективные модели и механизмы расширения общественного участия в управлении образованием"




Презентация по итогам работы группы 

Эффективные модели и механизмы расширения общественного участия в управлении образованием


Руководители группы:
Ивачев Григорий Павлович, начальник Кировского образовательного округа,
Безродных Александр Иванович, к.п.н., проректор по учебно-методической работе КИПК и ПРО
Эксперт группы – Бацын Владимир Константинович, начальник отдела образовательной политики института проблем образовательной политики «Эврика»
Участники: начальники и специалисты образовательных округов, руководители образовательных учреждений и муниципальной методической службы, представители профсоюзных организаций, члены общественных советов при образовательных округах и образовательных учреждений. В работе группы принял участие Галицких Александр Александрович, к.п.н., заместитель председателя правительства Кировской области.

 В выступлении Ивачева Г.П. выделены проблемы государственно-общественного управления, освещено состояние общественного участия в управлении образование на  территории региона.
 В процессии дискуссии, которую вел Бацын В.К., обсуждались вопросы:
- нормативно-правового обеспечения  общественного участия в управлении образованием;
- проблемы, опыт работы и проекты в данном направлении;
- сравнения имеющегося опыта нашего  региона  с опытом других регионов, зарубежным опытом;
- общественного участия в образовательной политике округа и области.

В 100% ОУ Кировской области созданы органы общественного управления (попечительские советы, управляющие советы).
Они имеют следующие полномочия:
• Разрабатывают и утверждают дополнительные критерии оценки качества работы педагогов на 1 и 2 квалификационные категории.
• Участвуют в распределении стимулирующей части оплаты труда, средств статьи «прочие расходы» бюджетного финансирования и прибыли, полученной от платных образовательных услуг;
• Утверждают распределение внебюджетных средств и контролируют их освоение;
• Вносят предложения в устав, программу развития, план работы ОУ;
• Утверждают содержание школьного компонента учебного плана, список приоритетных дополнительных образовательных программ, внеурочных мероприятий;
• Согласуют критерии, участвуют в работе комиссии по принятию педагогов на конкурсной основе;
• Утверждают режим работы школы (каникулы, сменность, перерывы, начало занятий, школьное питание, форму одежды);
• Согласует локальные акты, определяющие предназначение и порядок вновь вводимых деятельностей (профильное обучение, рейтинговая оценка учащихся);
• Представляют ОУ к участию в конкурсах, педагогических работников к награждению государственными и ведомственными наградами, обучаемых к вручению премий, стипендий.

Во всех муниципальных образованиях области созданы общественные советы, в состав которых входят представители администраций муниципальных образований, городских (районных) Дум, депутаты, родители, представители предприятий, общественных организаций, референтные фигуры местных сообществ. Они наделены следующими полномочиями:
• Вносят предложения и согласуют решения по развитию сети муниципальных образовательных учреждений.
• Разрабатывают и утверждают дополнительные критерии для оценки работы руководителей общеобразовательных учреждений на высшую и первую квалификационную категорию.
• Разрабатывают и утверждают дополнительные критерии для оценки условий образовательного процесса (общественная составляющая аккредитации общеобразовательного учреждения).
• Вносят предложения и согласуют целевые программы развития муниципальной системы образования.
Во всех восьми образовательных округах созданы общественные советы, в состав которых входят главы муниципальных образований, представители администраций муниципальных образований, руководители предприятий. Эти структуры создаются не столько с целью обеспечения общественного представительства в управлении  образованием, сколько для соблюдения баланса государственных и муниципальных (местных) интересов в отношении системы образования округа. Основное предназначение данного органа общественного участия – обеспечить соблюдение интересов и объединить ресурсы муниципалитетов, вошедших в состав образовательного округа, в сфере образования, а также согласовывать целевые установки и деятельность ведомства и местного самоуправления.
Общественные советы образовательных округов наделены следующими полномочиями:
• Вносят предложения и согласуют межмуниципальные целевые программы развития образования, перечни приоритетных мероприятий в области образования на территории образовательного округа.
• Создают финансовые Фонды развития образования и утверждают распределение поступивших средств, контролируют их расходование.
• Обеспечивают ориентацию окружной системы образования на местные рынки труда, через внесение предложений по государственному (региональному) заказу на подготовку кадров в системе профессионального образования, учреждение целевых стипендий и т.п.
• Вносят предложения и согласуют критерии для проведения окружных конкурсов ОУ и педагогических работников, рейтингов ОУ.
• Формулируют заказ на услуги дополнительного образования и единые критерии для отбора в муниципалитетах программ дополнительного образования школьников.
Региональному общественному совету, в состав которого входят глава департамента образования, председатели окружных общественных советов, депутаты, референтные общественные деятели, приданы следующие полномочия:
Вносить предложения, разрабатывать и согласовывать программу развития системы образования области и целевые программы в сфере образования. Разрабатывать и утверждать дополнительные критерии для оценки результативности и состояния муниципальной (окружной) систем образования. Утверждать содержания регионального компонента базисного учебного плана учреждений общего и профессионального образования. Согласовывать перечень приоритетных мероприятий в области.
В существующем состоянии для общественного участия характерно следующее:
1. В созданных органах самоуправления и общественного управления ОУ разделение полномочий ярко не выражено, что осложняет единообразие действий и ослабляет имеющиеся полномочия, причиной является то, что в 40% ОУ действуют параллельные органы общественного управления (родительский комитет и попечительский совет, совет школы и попечительский совет). Органы общественного управления хотя и участвуют в распределении средств, но в основном эти средства внебюджетного происхождения. Органы самоуправления не привлечены контролю  и оценке качества образования.
2. Существующая система общественного участия в управлении образованием не предполагает передачу реальных полномочий в принятии управленческих решений по вопросам функционирования ОУ и системы образования. Связано это с тем, что нет комплекса нормативных  и правовых документов обеспечивающих процесс передачи управленческих полномочий. В ОУ привлекается внебюджетных средств не более 1% от бюджетного финансирования, которые в основном носят разовый характер, существующие органы общественного управления в основном объединяют или профессиональное сообщество, или обучаемых, а не субъектов внешней среды; системной подготовки и обучения общественных управляющих не существует. Это приводит к отсутствию заинтересованности представителей общественности и бизнес-структур к развитию ОУ, к формированию и реализации гражданского заказа системе образования.
3. Система образования не прозрачна для общественности (публикации в средствах массовой информации появляются не регулярно (80% их числа осуществляется в начале и конце учебного года); только с 2007 года появился институт общественных наблюдателей ЕГЭ, число которых по сравнению с количеством пунктов приема экзаменов невелико (30%); в процедурах аккредитации и лицензирования ОУ представители общественных организаций не привлекаются; только 5% ОУ информируют общественность по основным вопросам состояния, результатов и перспектив системы образования через унифицированные процедуры – публичный доклад, отчет на Интернет-сайте, что не дает общественности и потребителям образовательных услуг объективно оценить ее успехи и недостатки, реально влиять на развитие. Это является следствием того, что 80% руководителей не подготовлены к формированию публичного доклада, региональным органом управления образованием не принята норма публичного доклада, 70%  городских  и 95% сельских ОУ не имеют свой школьный Интернет-сайт.
Исходя из анализа ситуации можно выделить наиболее насущные проблемы в расширении общественного участия в управлении образованием:
Органам общественного участия в управлении образованием реальные полномочия не переданы; Отсутствует системная подготовка общественных управляющих и руководителей образования; Информация о системе образования закрыта для общественности, организаций и представителей бизнеса.

Направления проектного вмешательства
Первое направление:
Запустить механизмы участия общественности в управлении системой образования (через передачу полномочий органам общественного участия) на всех уровнях системы образования.
Основным механизмом реализации данного направления является качественное изменение кадрового ресурса, формирование мотивационной и функциональной готовности к соуправлению.
1) Предполагается разработка, апробация и реализация программы, позволяющей подготовить руководителей ОУ к работе с общественностью:
по формированию  системы полномочий органа общественного управления и условий для их реализации.
2) Предполагается разработка, апробация и реализация программы для общественных управляющих  ОУ, позволяющей активизировать их деятельность и избежать нарушения законодательства и подзаконных актов при принятии ими решений по вопросам образования .
3) Предполагается разработка, апробация на базе 2-х муниципалитетов и описать процедуру запуска «переговорной площадки» (в форме семинара с рефренными фигурами) на окружном, муниципальном уровнях.
4) Предполагается формирование методических рекомендаций для руководителей ОУ по последовательности шагов по привлечению общественности к участию в управлении ОУ и памяток для членов общественных советов по основным правовым и финансовым вопросам системы образования
Второе направление:
Введение унифицированных процедур информирования общественности по основным вопросам состояния, результатов и перспектив систем образования региона (публичный доклад, сайт, общественная приемная)
Формирования среды по обеспечению информирования общественности о состоянии и развитии системы образования путем:
Разработки методических рекомендаций по инвариантному наполнению школьного сайта и web-конструктора школьных сайтов;
Унифицированию публичных страниц сайтов органов управления образованием;
Внесения в Положение об аттестации ОУ и руководителей дополнительного критерия, связанного с обеспечением информирования о деятельности ОУ;
Проведения областного конкурса на лучший Web-сайт ОУ;
Обеспечение издания публичных докладов ОУ, органов управления образованием;
Разработка и апробация программы обучения специалистов управлений образовательных округов, муниципальных органов управления образования, ОУ методике подготовки публичного доклада.
Сформировать механизм взаимодействия органов общественного управления и СМИ по вопросам образования и систематического их отражения в прессе, радио, телевидении путем:
Проведения циклов семинаров-погружений для специалистов по связям с общественностью органов управления образованием и представителей журналистского сообщества с целью выстраивания взаимодействия органов управления образованием со СМИ и журналистским сообществом.
Организации проведения цикла телевизионных передач «Проблемы образования региона».

В результате работы выделены основные направления развития  общественного участия в управлении образованием, предпринята попытка создания модели и механизмов расширения общественного участия в управлении образованием.


Информационно-аналитическая группа Кировской области


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100