Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эффекты внедрения и мониторинг распространения результатов КПМО"> Второй день > Панельная дискуссия: «Новые экономические модели и механизмы в образовании: перспективы развития»

Панельная дискуссия: «Новые экономические модели и механизмы в образовании: перспективы развития»

7 ноября 2009 года в рамках межрегиональной конференции «Эффекты внедрения и мониторинг распространения результатов КПМО» состоялась панельная дискуссия «Новые экономические модели и механизмы в образовании: перспективы развития». В дискуссии приняли участие Мария Гончар, Александр Адамский, Наталия Шерри, Раиса Кассина, Николай Байрачный, Вера Емельянова, Ирина Абанкина.

Александр Адамский, ректор ИПОП "Эврика", открыв дискуссию, попросил присутствующих руководителей образования регионов описать наиболее важные эффекты введения в рамках КПМО новой системы оплаты труда и нормативного подушевого финансирования.

Вера Емельянова, начальник Управления образования Псковской области, отметила, что в регионе не только выполнили обязательства по переходу на НСОТ и НПФ, то и «постарались найти инструменты для эффектного введения  новых экономических механизмов. При этом старались не только увеличить финансирование на одного ученика, но и стимулировать процессы, которые повышают качество образования». 
Вера Васильевна отметила, что время ведения педагогических дискуссий о стиле отношений, о построении учебного процесса, организации деятельности учащегося и т.д. уже прошло. Необходимо институционально закреплять возникающие эффекты «если нечто нормативно нечто закреплено, то это будет давать гарантию повышения качества образования». В качестве примера Вера Васильевна привела выведение в Псковской области оплату обслуживающего персонала из дотации от муниципального образования: «За два месяца у нас появились и договорные механизмы, и аутсорсинговые организации. Это сильно изменило отношение этого персонала к своей работе. Казалось бы, такой маленький шаг был предпринят, но за счет того, что он задает правила, оказался очень эффективным».

Николай Байрачный, замруководителя Департамента образования и науки Краснодарского края, предъявил результаты опроса, проведенного в регионе среди работников образования. На вопрос, стала ли новая система оплаты труда механизмом регулирования качества образования, 83% участников онлайн-опроса дали положительный ответ. Отметив, что такие ответы, скорее, говорят о настрое в отношении НСОТ, чем о реальной ее связи с качеством, Николай Егорович, тем ни менее, оценил это как важный эффект КПМО.
Следующим важным эффектом новых экономических механизмов в образовании, по словам Байрачного стало увеличение уровня заработной платы в Краснодарском крае 2,3 раза. Повышение зарплаты  произошло дифференцированно, можно выделить три группы педагогов, среди которых наибольший рост зарплаты, за счет распределения стимулирующей части ФОТ, наблюдается у педагогов, которые обеспечивают высокий уровень качества образования. Подобная дифференциация и возникающая на ее основании конкуренция среди педагогов и является наиболее важным эффектом введения новой системы оплаты труда.

Раиса Кассина, представитель Министерства образования Пермского края, отметила, что «точка невозврата в модернизации в регионе уже прошла. Теперь можно двигаться только  вперед». Эту позицию разделяет и губернатор, который полностью поддерживает идеологию КПМО, и в крае нет необходимости дополнительно обосновывать необходимость производимых в рамках проекта действий.
В качестве основных институциональных эффектов были отмечены следующие: введен единый норматив, для городских и сельских школ (отличаются в два раза), причем, поправочные коэффициенты отсутствуют, а средства в полном объеме доводятся до образовательного учреждения. Для школ (в первую очередь, малокомплектных), нуждающихся в дополнительном финансировании, деньги распределяются на конкурсном основании, причем в этом году из трехсот школ, претендующих на дотации, обосновать свои претензии в необходимости дополнительного финансирования и получить их удалось лишь ста десяти.
В крае за счет введения новых экономических механизмов и оптимизации штатного расписания только за последний год в системе образования произошло сокращение почти на шесть тысяч человек (за время реализации проекта – 11300 человек).
Раиса Алексеевна описала ряд механизмов, которые разработаны и успешно реализуются в крае: активно прошел аутсорсинг услуг (например, в четырех муниципалитетах уборка осуществляется за счет внешних ресурсов); возможностью пользоваться дистанционным образованием воспользовались около четырех тысяч детей). Отдельно был описан новый проект по созданию «Учительского дома», первый из которых будет построен и запущен уже в ближайшие месяцы.

Игорь Реморенко, подводя итоги дискуссии, подчеркнул, что во многих регионах механизм взаимосвязи качества образования с заработной платой педагогов отработан. Однако возникает риск, что в условиях недостаточного финансирования в регионах будет осуществляться фискальная политика по отношению размера окладов, штатного расписания и т.д. Для преодоления заявленного риска необходимо иное позиционирование результатов качественного образования. В первую очередь, необходимо предъявление взаимосвязи повышения качества образовательных услуг с социально-экономическими показателями регионов, «создание  механизмов демонстрации качества как принципиальных возможностей выращивания за счет улучшения образования инновационных секторов экономики». 


Информационно-аналитическая группа

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100