Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эффекты внедрения и мониторинг распространения результатов КПМО"> Второй день > Панельная дискуссия: "Система оценки качества образования в России: перспективы развития"

Панельная дискуссия: "Система оценки качества образования в России: перспективы развития"

7 ноября 2009 г. в рамках межрегиональной конференции «Эффекты внедрения и мониторинг распространения результатов КПМО» состоялась панельная дискуссия «Система оценки качества образования в России: перспективы развития». В дискуссии приняли участие Мария Гончар, Александр Адамский, Алексей Воронцов, Ольга Шиян, Владимир Бацын.

Александр Адамский, ректор ИПОП «Эврика», задал основную рамку дискуссии, предложив ответить на три наиболее важных на сегодняшний день вопроса: что является качественным образованием? каким образом представители общества узнают о том, что является качественным образованием? какова взаимосвязь качества образования и благосостояния человека, качества образования и уровня социально-экономического развития региона?

Алексей Воронцов, отметил, что ответить на первый вопрос, что является качественным образованием, возможно лишь в том случае, если будут разрешены пять ключевых, фундаментальных проблем построения системы оценки качества образования.
Во-первых, это необходимость выстраивания единого представления о качестве образования в целом, поскольку в настоящее время в пространстве образования не существует единого определения этого понятия. Александр Борисович под качественным образованием предложил понимать  «совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможность самостоятельного решения обучаемыми значимых для них проблем, для достижения которых требуется такое время, которое позволяет обучаемым заниматься и другими видами деятельности, значимыми для их развития».
Во-вторых, это четкое описание того, что является результатом образования помимо формирования знаний, умений и навыков. Эти индивидуальные достижения школьника можно представить через три блока, которые и представляют собой интегративную характеристику образовательных  результатов школьного  образования: 
• интерактивное использование средств (орудий), что подразумевает способность интерактивно использовать язык, символы и текст; способность интерактивно использовать знания и информацию, новые технологии и т.д.;
• взаимодействие в гетерогенных группах, что подразумевает способность действовать в кооперации, преодолевать конфликты и т.д.;
• автономное действие, как возможность осмысленно и ответственно выстраивать собственную траекторию развития.
В-третьих, это определение содержания образования. Здесь возможно два варианта развития событий – описание минимальных требований к содержанию образования и возможность их дополнения через образовательные программы ОУ, либо описание универсальных  образовательных результатов, которые должны порождать различное содержание, реализуемое школой.
В-четвертых, если говорим о новых образовательных результатах, необходимо создание иных типов КИМов, ориентированных на оценку сформированности культурных способов действия.
В-пятых, необходимо преодолеть фундаментальное противоречие между декларируемым подходом к повышению самостоятельности школы и жесткой системой вертикального управления и отчетности. Наиболее эффективный ход для преодоления этого противоречия – разделение ответственности между органами управления образования различных уровней и создание электронной системы отчетности.

Александр Адамский отметил, что в настоящее время существует множество определений, что же является качеством образования. Однако существует проблема «адресата», при которой, например финансистам, данное определение будет непонятно. Вероятнее всего наступил тот момент в модернизации образования, когда «универсальное определение для политика, финансиста и ребенка, невозможно», поскольку формулировка, отраженная в соответствующих нормативно-правовых документах в первую очередь должна являться основанием для принятия управленческого решения. В этом случае педагогическое определение качества образования не является основанием для финансиста при расчете, например, регионального норматива.

Николай Байрачный, заместитель руководителя Департамента образования и науки Краснодарского края, рассказал о результатах опроса, проведенного в регионе среди работников образования. На вопрос, стала ли новая система оплаты труда механизмом регулирования качества образования, 83% участников он-лайн опроса дали положительный ответ. Отметив, что такие ответы, скорее говорят о настрое в отношении НСОТ, чем о реальной ее связи с качеством, Николай Егорович, тем ни менее, оценил это как важный эффект КПМО.

Мария Гончар, подводя итоги дискуссии, заявила, что региональная система оценки качества образования в первую очередь необходима для принятия тех или иных управленческих решений и в настоящее время наиболее эффективным инструментом оценки качества образования остается ЕГЭ. При этом она особо подчеркнула, что без сопровождения иными процедурами мониторинга не может дать объективную и достоверную картину.

Игорь Реморенко подчеркнул, что во многих регионах механизм взаимосвязи качества образования с заработной платой педагогов отработан. Однако возникает риск, что в условиях недостаточного финансирования в регионах будет осуществляться фискальная политика по отношению размера окладов, штатного расписания и т.д. Для преодоления заявленного риска необходима иное позиционирование результатов качественного образования. В первую очередь необходимо предъявление взаимосвязи повышения качества образовательных услуг с социально-экономическими показателями регионов, «создание  механизмов демонстрации качества как принципиальных возможностей выращивания за счет улучшения образования инновационных секторов экономики».

Информационно-аналитическая группа


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100