Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эффекты внедрения и мониторинг распространения результатов КПМО"> Второй день > Группа "Эффективные модели реализации общественного участия в управлении образованием"

Группа "Эффективные модели реализации общественного участия в управлении образованием"




7 ноября в гостиничном комплексе «Измайлово» в корпусе «Альфа» в рамках Межрегиональной конференции «Системные эффекты внедрения и мониторинг распространения результатов комплексных проектов модернизации образования в субъектах Российской Федерации» состоялась работа группы по направлению «Расширение общественного участия в управлении образованим». Координировали работу эксперты ИПОП «Эврика» Бацын В.К., Моисеев А.М.

Обсуждались способы участия общественности в управлении школой, возможность создания сети государственно-общественных управляющих, необходимость институциализации подобных организаций, а также возможные риски существования сети. Участники семинара делились опытом создания управленческих советов в регионах, обсуждались образовательные и экономические эффекты работы этих организаций.

 

1. Задача внедрения в общественное сознание представлений о качестве человеческого капитала. Смысл образования – развитие способности человека к самоопределению, самообразованию, саморазвитию.

Невозможно повысить эффективность образования исключительно административными мерами. Проблема человеческого капитала должна быть осознана на институциональном уровне. Региональная власть должна  отдавать себе отчет о взаимосвязях экономических и образовательных показателей.

На данном этапе реализации проекта зафиксировано, что родители готовы  и способны, пусть и не слишком представляя себе контекст, понять предмет дискуссии о роли общественных управляющих в образовательном пространстве. Сегодня существует достаточное количество прецедентов, когда родительское сообщество сознательно вступает в диалог с представителями образования и представителями региональной власти по поводу качества жизни и качества образования, в частности. Предмет обсуждения с родителями – их собственные дети и их образовательные, в широком смысле слова, траектории.

 

2. Взаимодействие со СМИ – политический приоритет. Стоит задача развития образовательного измерения медийного пространства.

Развитие  общественного  управления имеет значение не только для образования, но и для общества в целом. В связи с этим стоит задача позиционирования общественных интересов в сфере образования, в средствах массовой информации. Вспоминая лозунг прошлых лет, «печать есть не только коллективные пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор»,  мы видим, что СМИ в наше время ни то, ни иное, ни третье. Из сознания образовательного сообщества  часто выпадает связь с внешними агентами, тем не менее, она должна быть политическим приоритетом всей региональной политики, т.к. экспансия общественных интересов  в образование возможна только через медийное пространство.

 

3. Осознание достигнутых эффектов. Разработка программы действий.

Роль общества в образовании, столь великая в европейском сознании, только начинает возникать. На данном этапе наше общество находится в ситуации отсутствия собственного, исторически обусловленного, опыта общественного участия в образовании.  В 1918 году, после разгрома профсоюза работников образования, общество было отлучено от образования. Те изменения, которые инициируются сейчас, были задуманы реформами 1915 года, но в силу исторических причин линия оказалась перерубленной. По мнению эксперта ИПОП «Эврика» Владимира Бацына, только начиная с  2007 года линия советской власти в образовании начинает завершаться, в связи с чем, актуализируется вопрос - можем ли мы выстроить более или менее позитивную программу действий на ближайшее время?

Александр Михайлов (Карелия): Должно вырасти то поколение, которое  пройдет в «школу управляющих советов». Еще до КПМО у нас были законы о привлечении общественности, особенно в сельском образовании. Родители стали включаться в деятельность школы, у общественности стали появляться полномочия по изменению деятельности школы. Постепенно на базе школы сформировался орган практического управления, ставший впоследствии социо-культурным центром села. Вместе с  тем,  проявилась необходимость повышения компетентности родителей-управленцев , т.к. идеология формирования общественного заказа образованию  требует просвещенного  потребителя. Важно включать  родителей  в целостную деятельность, которая  могла бы повлиять на качество образования в конкретной школе.

Следующей важной темой дискуссии на семинаре стало определение позиции школьников в управляющем совете. Участники семинара пришли к единому мнению, что включение детей в процесс управления школой не должно ограничиваться формальным действием. Вовлечение школьников в процесс реального управления, наравне со взрослыми, становится тем неоценимым опытом, который с необходимостью формирует гражданскую позицию. «Важно так простроить взаимодействие, чтобы дети понимали, что они реально влияют на вектор развития школы наравне со взрослыми. Необходимо обеспечить постепенный процесс врастания  их (детей) в эту систему».

В начале 90-х годов в одной из школ в Республике Тыва родителями, на базе общеобразовательных учреждений, была организована система дополнительно образования. Был создан фонд дополнительного образования. Родители определили содержание образования (были разработаны образовательные программы), формы работы с детьми, появились новые виды воспитательной деятельности. Система работает уже более 18 лет, что  наложило отпечаток и на основную деятельность педагогов (в общеобразовательной школе). В частности, изменилось содержание предметов, способ преподавания, организация самого процесса обучения.  Именно эта общественная организация подтолкнула педагогический коллектив на проектирование нового содержания  и форм образования. Именно из этой организации пришли люди, которые впоследствии  разрабатывали  КПМО в области.

Важная роль государственно-общественных управляющих проявилась в Омской области. Дело в том, что для муниципального района  крайне актуальна тема экономического развития. Ввиду того, что заработал 670-й и 825-й указы, оценка эффективности органами власти идет повсеместно (в этих указах определены многие параметры качества, по которым  сравниваются районы). Возникает проблема разобщенности предъявления результатов разных ведомств, нет механизмов их воссоединения. Общая оценка важна, но ведомственная разобщенность не позволяет выносить на поверхность те проблемы, которые  тормозят развитие района, области.  Важно доводить до сознания населения понимание того, что качество жизни и качество образования в частности - сферы межведомственной ответственности. Общественные управляющие советы могут способствовать погружению родителей не только в образовательную, но и в межведомственную проблематику. Такой ход может оказаться продуктивным в плане расширения  ресурсной  базы ребенка в сфере компетентностей.

4. Обобщенный опыт регионов по пятому направлению КПМО, позволяет увидеть обобщенную  региональную  модель государственно-общественного управления, характерными признаками которой являются:

- наличие органов государственно-общественного управления на всех трех уровнях (региональном, муниципальном, школьном), возникает управленческая вертикаль  с прописанными полномочиями. Например, в Красноярском  крае  зафиксированы управленческие полномочия советов, эти полномочии начинают реализовываться (участие в распределении стимулирующей части ФОТ части, участие в утверждении образовательных  программ и программы развития школы);

- стимулирование самоуправления (педагогические, родительские, детские самоуправляющие организации);

- активизируется  работа по созданию детских общественных  организаций;

- возрастает открытость школ (появляются сайты школ и сайты управляющих советов);

- существует система публичной отчетности (на уровне школы, муниципалитета и региона);

- закрепление статуса «общественный управляющий» на государственном уровне.

-отработка моделей обучения для государственно-общественных управляющих. В ряде регионов возникает проблема финансирования повышения квалификации, следовательно, необходима разработка подобных регламентов.

- начало осмысленной работы со СМИ. Цель - повышение посредством работы со СМИ качества образования;

- начало сетевого взаимодействия государственно-общественных  управляющих. Стоит задача систематизации и закрепления становящихся  типовых эффектов, т.к. институциональных изменений еще далеко. Задача тех, кто считает себя субъектом этого сообщества – приложить макс усилий для того, чтобы работа в этом направлении продолжилась.

Людмила Долгова, директор школы «Эврика-Развитие», г. Томск, обобщая управленческий опыт взаимодействия с родителями обозначила проблему существование разных форм общественного  управления (наблюдений, управление, экспертиза). Людмила Михайловна предложила разработать институциональные формы общественной  экспертизы, ведь родители могут отвечать за более серьезные вещи и принимать участие в управлении образованием  не только на уровне школы.  Должно существовать  институциональное закрепление позиции общественного эксперта, в связи с этим необходимо определить спектр тех решений, которые не могут быть приняты органами  муниципального  управления без мнения общественности.

Комментируя данное предложение, эксперт ИПОП «Эврика», Владимир Бацын высказал суждение, что экспертная позиция общества, в широком смысле слова,  не нуждается в лигитимизации. Сам факт проявления этой субъектной позиции, в частности, в форме управляющих советов, заставляет образовательное сообщество вступать с обществом в определенный тип отношений, прежде всего потому, что  именно их (общественные) интересы обслуживает сфера образования. В этой связи важно понять, в чем суть заказа государства? Совпадает ли этот заказ с общественным? Кроме двух названных, могут появляться и иные субъекты создающие пространство для возникновения образовательной политики.  Развитие диалога между образовательным сообществом и народом состоит в том, чтобы, как можно раньше, найти способ понимать друг друга и видеть друг в друге уже оформленных партнеров. На данном этапе уже понятна смысловая рамка, в пространстве которой возможен диалог по поводу качества жизни последующего поколения. Предметом общения должно стать  новое качество образования (эффективность людей получивших это образование). 

5. Подводя итог звучавшим на группе выступлениям и обобщая результаты дискуссий на группе,  на сегодняшний можно наблюдать следующие эффекты по данному направлению КПМО:

1. Наличие целостной (хотя нередко довольно формальной) региональной модели ГОУО.

2. Наличие, с разной степенью полноты, нормативно-законодательной базы (ХМАО, Пенза, Астрахань, Пермский край и др.).

3. В ряде регионов органы ГОУО функционируют на трех уровнях (региональном, муниципальном, уровне ОУ).

4. В ряде регионов органы ГОУ обладают реальными и серьезными полномочиями, включая влияние на качество образования.

5. Повышение открытости школ. Помимо сайтов школ, существуют сайты управленческих советов, сайты участников ГОУО. Публичная отчетность всех уровней доступна широкой аудитории, заинтересованному сообществу.

6. Запущена и во многих регионах полноценно функционирует общественное наблюдение (ЕГЭ, аттестация).

7. Зафиксированы крупные события в рамках ГОУО (форумы, конференции).

8. Придание статуса общественным управляющим, участникам ГОУО, работа на их престиж.

9. Создается инфраструктура для обучения профессионалов и общественных управляющих (гибкие модели, финансирование, программы, тьюторы, УММ (пособия для участников, кейсы, тесты, собственно обучение).

 

В ходе работы группы была предложена программа дальнейших действий по дальнейшему расширению государственно-общественному участию в управлении образованием:

1. Увидеть себя в программах социально-экономического и социально-культурного развития региона (человеческого капитала).

2. Создавать локальные, региональные и другие «горизонтальные»  переговорные  пространства. Инициировать сетевое взаимодействие участников ГОУО.

3. Активная осмысленная работа со СМИ, продвижение идеи ГОУО.

4. Общественная экспертиза. Становление профессионального общественного сообщества.

 

Ирина Дубинина


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100