7 ноября 2009г. в рамках Межрегиональной конференции «Системные эффекты внедрения
и мониторинг распространения результатов комплексных проектов модернизации образования в субъектах Российской Федерации»
выступил с докладом «Эффекты и тенденции модернизации школ» А.И.Адамский, ректор Института проблем образовательной
политики «Эврика». В ходе выступления были названы положительные и отрицательные характеристики системы образования,
основные механизмы развития и сформулировано ТЗ на 2010-2012 гг.
По мнению Александра Адамского, к недостаткам
современной системы образования можно отнести тот факт, что данная система укрепляет социальное и гендерное неравенство. В
качестве примера приводились средние данные по ЕГЭ для девочек и для мальчиков. Был сделан вывод: девочки имеют более высокий
средний балл, а значит, лучше учатся, но при этом мальчики лучше социализируются. Таким образом, можно говорить о том, что
данные ЕГЭ не коррелируют с социализацией. Из этого вытекает еще один недостаток системы образования: практически нулевое
влияние уровня образования на уровень благополучия, что ведет за собой снижение мотивации к получению качественного образования.
И последней отрицательной характеристикой было названо низкое влияние уровня образования на социально-экономическое развитие
региона. В качестве примера приводилась Кировская область, где достаточно высокие показатели по ЕГЭ и низкие показатели социально-экономического
развития.
Положительными характеристиками системы образования Александр Адамский выделил следующие тенденции: образование
находится в центре общественного внимания (это дает дополнительные ресурсы), образование выступает площадкой для диалога глобализации
и традиции. Так же особым достижением была отмечена сформированность «точек роста», таких как Ленинградская область,
Пермский край и Краснодарский край. Как считает Александр Адамский, на данный момент несовершенство структурной сети и
сметный характер финансирования являются основными бедами школы. Соотносимо с этими данными представлены следующие механизмы
развития системы образования:
- изменение системы финансирования, что приведет к повышению
качества образования, к повышению эффективности затрат на него;
- введение системы общественного
участия, управляющих советов, что обеспечит школе открытость и демократичность;
- оценка качества
и результативности обучения должна быть направлена не только на академическую успеваемость, но и на индивидуальный прогресс
учащегося, только в этом случае возможно повышение уровня социализации, успешности учеников;
- повышение
квалификации учителей, в частности повышение компетентности в области IT-технологий;
- изменение
системы оплаты труда как необходимой меры по созданию конкурентной среды, не связанной с количеством аудиторных часов и обращение
к результативности и инициативности учителя.
Данные механизмы необходимы для выведения
школы на новый уровень, для формирования так называемой «умной школы», в которой доля бумажной работы будет сведена
к нулю за счет компьютеризации работы всех инстанции, в которой достижения ученика будут не только академические, но и социальные,
и культурные, и личностные. Применение этих механизмов для достижения нового уровня образования и стало ТЗ на 2010-2012 гг.
Алена Осипова
|