6 ноября в рамках межрегиональной конференции, проходящей в Москве состоялась работа лаборатории
«Тьютор: институционализация и реализация профессиональной позиции».
В рамках работы лаборатории выступила Татьяна Ковалева, эксперт Института проблем образовательной
политики «Эврика». Она начала своё выступление с обращения внимания присутствующих на то, что понятие "тьютор" знакомо
в широких кругах и за короткое время прочно вошло в педагогическую среду.
Затем были определены направления работы. Сначала предполагалось обозначить, как сегодня представлена
иституциализация тьюторства. А потом определить управленческий, организационный аспект.
Многие регионы сегодня ведут освоение тьюторской проблематики как перспективное в своей дальнейшей
деятельности. В связи с этим возникла необходимость взаимодействия между тьюторскими организациями. Сегодня будут обсуждаться
такие формы организации взаимодействия, как площадки, лаборатории, центры.
По словам Татьяны Ковалевой, не так давно был принят приказ о введении должности тьютора в нашей
стране. В связи с этим обрисовалось две линии: обучение новой профессии и переквалификация. На сегодняшний день существует
магистратура «Тьюторство в образовании» в МПГУ. И у каждого региона есть возможность направить сюда своих представителей,
которые, получив необходимые знания, смогут транслировать их у себя и обучать новых специалистов.
Также есть и другой путь осваивания нового знания. Можно, оставаясь учителем, реализовывать
индивидуальный учебный план. Учителем с тьюторской компетенцией может быть любой педагог (предметник, классный руководитель,
завуч и т.д.). Учителю при этом необходимо владеть тьюторскими технологиями, сопровождать индивидуальные учебные планы, уметь
работать с культурой выбора.
Татьяна Ковалёва обратила внимание на то, что сегодня существует три центра сертифицированных
тьюторской ассоциацией, которые ведут работу по тематике "Тьюторская компетентность". Эти центры находятся в Томске, в Ижевске и
в Москве (Российская академия повышения квалификации, центр тьюторского сопровождения).
Во второй части своего выступления Татьяна Ковалёва подняла вопрос о структуре взаимодействия
профессионалов в разных тьюторских организациях Было обозначено три типа взаимодействия: площадки, лаборатории и центры тьюторской
организации.
Площадки представляют из себя некую структурную единицу, такую как отдельно взятая школа, начальная
школа, детский сад и т.д. Здесь ведётся тьюторская модельная практика на протяжении некоторого времени и коллектив вплотную
подходит к тому, что необходимо получить некий официальный статус, который позволит транслировать наработанный опыт другим
заинтересованным структурам. Для этого необходимо будет свой опыт описать, подготовить документацию. Также необходимо в соответствии
с разработанной документацией продемонстрировать практическую работу в открытом, для всех заинтересованных, режиме. После
этого площадка получает сертификат установленного образца.
Лаборатория тьюторской организации предположительно будет удовлетворять существующую потребность
в технологиях, методиках, техниках тьюторских действий. Лаборатория - исследовательская единица, которая осуществляет прирост
нового знания на разных уровнях. Нарабатывается некий интеллектуальный продукт, который предъявляется в соответствии с некой
исследовательской формой, составляется подробное описание данного продукта.
В связи с вышеизложенной схемой работы тьюторской организации в нашей стране, каждый регион
или частная структурная единица может определить для себя, какая форма работы ему ближе и начать взаимодействие в рамках существующей
тьюторской организации.
Магистранты тьюторской магистратуры МПГУ
|