Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эффекты внедрения и мониторинг распространения результатов КПМО"> Первый день> Сообщение Романа Селюкова «Эффекты и результаты КПМО. Стратегия регионального развития образования"

Сообщение Романа Селюкова "Эффекты и результаты КПМО. Стратегия регионального развития системы образования России"




Ключевой темой выстпуления Романа Селюкова, федерального эксперта ИПОП Эврика, стали достигнутые за три года реализации экономические эффекты КПМО. Говоря о новых финансово-экономических механизмах, получивших развитие в данный период,  по мнению Романа Селюкова, прежде всего следует остановиться на двух основных из них – это НПФ и НСОТ. Базовыми характеристками обозначенных механизмов являются:

- повышение финансово-хозяйственной деятельности и ответственности ОУ. “Если директор не становится человеком “государственным”, и  в данном случае под словом “государственный” мы понимаем степень ответственности директора, - уточнил Роман Селюков, -  об эффективном внедрении новых экономических механизмов не может быть речи”. 

- инициация процессов саморегулирования. Роман Селюков подчеркнул: саморегулирование не может быть навязано сверху, оно должно стать логическим продолжением происходящих в системе образования преобразований. Примечательным является опыт Тверской области, где как и во многих регионах, был  введен норматив для села и для города, адаптационный коэффициенты, но есть четкая позиция уменьшения коэффициента на 10% в год. В результате, в течении трех лет норматив снизился до единицы.  Кроме того, проведено несложное исследование, идея которого заключалась в сопоставлении результатов ЕГЭ с объемами финансирования на одного учащегося. Стало очевидно какие школы дают низкое качество при высоком финансировании. 

- передача общественным советам опосредованных полномочий  в сфере экономики образования, выражающаяся фактически в передаче общественности права формировать заказ на образование. В настоящее время, по мнению экспертов,  общественность, по крайней мере родительская, склонна заказывать только дешевые образовательные услуги. Это значит, что общественность не владеет пониманием того, что является составляющими успеха их детей в будущем, и вполне естественно ориентирует образование на день вчерашний. В таких условиях миссия образования - сформировать современное предстваление о новом качестве образования, которое и повлечет соответствующие финансвые вложения.

Далее Роман Селюков обозначил современную проблематику продвижения НСОТ И НПФ. Ключевой вопрос на сегодня – выведение неэффективных расходов из состава норматива. Только через сокращение школ добиться сокращения неэффективных расходов невозможно, заверил Роман Селюков. Нужно пересмотреть статьи расходов. Сокращение может быть произведено через понижение статуса учереждения, или через выведение из состава норматива  расходов, не имеющих фактически отношения к образовательному процессу: на пример оплату труда прочего персонала ОУ. Возможна передача этих услуг на аутсерсинг.

Следующим проблемным вопросом является привязка величины норматива к объективным показателям экономики региона. Должен быть разработан четкий механизм привязки норматива к некоторым определенным показателям экономики региона. Необходимы развернутые исследования по данному вопросу, считает докладчик.

Остро стоит вопрос обеспечения реинвестирования высвобождающихся средств на образование в систему образования. Муниципалитетам должно стать выгодно экономить деньги. Нужен институциональный механизм, который позволял бы высвобождающиеся деньги конкурсно распределять между муниципалитетами, которые опять же на конкурсной основе смогут распределить их между ОУ. Одним из таких механизмов может стать реализация на практике принципа "деньги в обмен на эффективность". В качестве основания – система рейтингования муниципалитетов. Этот же принцип может стать ключевым при распределении трансфертов между регионами.

Важно в настоящее время пересмотреть величину и структуру учебных расходов, которая устарела и не учитывает современных требований. На пример, оплата Интернета давно стала одним из учебных расходов, но в структуру таковых  не входит. Необходимо решить, должен ли быть норматив единым или дифференцирванным. Идея введения единого норматива состоит в том, чтобы он был настолько высоким, чтобы его хватило всем эффективно работающим школам. В сложившихся условиях становится актуальной проблема недоведения средств по нормативу до ОУ.  Остро  стоит проблема  формирования норматива финансирования образовательной программы в сети Интернет. О последнем шла речь и в рамках работы Байкальского образовательного форума. Интернет-образовательная программа позволила бы обеспечить качественное образование в сельских малокомплектных школах, которые, по сути, станут тогда своеобразными технологическими площадками при сохранении здания и сокращении неэффективных расходов.

В ходе реализации КПМО стала очевидна и проблема модернизации системы повышения квалификации учителя, влияния квалификации учителя на размер его зарплаты.  И здесь возможны такие варианты как платное повышение квалификации, введение системы сертифицирования по итогам прохождения курсов, появления на рынке предоставления услуги новых игроков. Говоря об оплате труда учителя стоит упомянуть и тот факт, что в настоящее время не все виды деятельности оплачиваются. Необходима разработка механизмов оплаты всех видов деятельности учителя из базовой части ФОТ. В настоящее время стоимость услуги в образовании сильно занижена.

Для ее повышения нужно четкое эмпирическое обоснование, которое может быть получено в результате мониторинга.

Среди других отмечен и такой положительный эффект, как введение ученико-часа как регулятора роста зарплаты учителя, снижения нагрузки учасщихся, оптимизации штатов и  развития сети.

В ходе реализации КПМО стало ясно что объем стимулирующей части оплаты должен обеспечить дифференциацию в оплате труда педагогов и преподавателей. Качество работы учителя напрямую связано с размером его оплаты. И таким образом, не введение НСОТ делает невозможным эффективное повышение оплаты труда педагогических работников.

Подводя итог, Роман Селюков отметил основные эффекты введения НСОТ и НПФ.  Это прежде всего тот факт, что бюджеты на 2009-2011 гг. большинства регионов, внедряющих КПМО, в части финансирвоания образования, определены на основе утвержденных нормативов финансирования. Обеспечение финансово-экономической самостоятельности общеобразовательных учреждений привел к возможности увеличения заработной платы педагогических работников.

 

Наталья Цырендашиева,

информационно-аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100