Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Межрегиональная конференция "Эффекты внедрения и мониторинг распространения результатов КПМО"> Первый день> Лаборатория "Новые экономические механизмы: проблематика и проблемы, эффекты и эффективность"

Лаборатория "Новые финансово-экономические механизмы: проблематика и проблемы, эффекты и эффективность"

В рамках межрегиональной конференции состоялась работа лаборатории «Новые финансво-экономические механизмы: проблематика и проблемы, эффекты и эффективность». Координировал ее работу Роман Селюков, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика».

Обсуждение начато с вопроса каким образом оценить эффективность введения новых финансово-экономических механизмов. По мнению Романа Селюкова, сделать это  можно по трем базовым характерисктикам, среди которых:

1. Повышение финансово-хозяйственной самостоятельности и ответственности ОУ

Когда директор школы становится “государсветнным человеком”, в том смысле, что берет на себя ответственность за рост доходов всего ввереного ему коллектива. Если директор сам утверждает штатное расписание, и знает, что ФОТ не уменьшится  - финансово-экономические механизмы  действуют. Если директор сам определяет долю учебных расходов – механизмы введены корректно и эффективно.

Примечательно, что  более эффективна модель единого норматива, когда деньги идут в те ОУ, которые дают хорошее качество образования. Неээфективно работающая школа – не имеет права на существование. Как переходная между моделями единого и дифференцированного норматива названа модель, реализуемая в республике Саха-Якутии, Тверской области, где дифференциация обеспечивается путем введения поправочных коэффициентов, которые постепенно снижаясь сокращают разрыв.

2. Инициация процессов саморегулирования

Процессы саморегулирования не должны быть навязаны сверху. Напротив, введение новых механизмов должно инициировать эти процессы. Если это нормативно закреплено, и это очевидно по состоянию сети – механизмы работают. Если процессы саморегуляции не запускаются, то существует серьезный сбой в ведении новых механизмов.

3. Передача общественным советам опосредованных полномочий в сфере экономики образования

По мнению Романа Селюкова, это вопрос  введения в обсуждение общественностью нового качества образования. Сегодня образованию заказывают дешевую образовательную услугу, потому что у общества несоформировано понимание нового качества, и нет сформированной потребности в нем. Задача системы образования -  сформировать у общества потребность заказать более качественную и соответственно более дорогую услугу. Становится очевидным, почему важно занормировать внеурочную деятельность - потому что  сейчас она не оплачивается. Нормативно это нигде не фиксируется.  На данный момент основание для опдаты образовательных услуг – базисный учебный план, в который не входят многие виды деятельности учителя и ОУ.

В ходе реализации КПМО определилась и основная проблематика введения НСОТ и НПФ. Введение этих механизмов прежде всего потребовало разрешения вопросов, связанных с такими аспектами как:  выведение неэффективных расходов из состава норматива. На данный момент мы сокращаем те ставки, которые работают на качество образования – это педагоги допобразования, психологи, - отмечает Роман Селюков.  -  И практически не можем сократить ставки обслуживающего персонала, потому что мы должны содержать школу, обспечивать условия обучения. Вместе с тем, есть  более эффективный механизм – передача таких услуг на аутсерсинг. При таком подходе мы сокращаем ставки обслуживающего персонала, получая необходимые услуги по договору.  Выведение неэффективных расходов дает возможность увеличить финансирование системы образования.

Следующий вопрос – это привязка величины норматива к объективным показателям экономики региона. Формально норматив рос, благодаря тому что регионы взяли на себя обязательства по его росту. Но в следующем году проект завершается, как обеспечить рост норматива в таких условиях? И каковы основания для повышения норматива? На данный момент это зависит от личности руководителя региональной системы образования и его команды. Нужны механизмы которые позволят повысить норматив автоматически. Наиболее реальный  - это привязка к экономическим показателям. На пример, к размеру средней зарплаты.  Возможен такой вариант, когда при снижении размера средней зарплаты норматив не снижается, но до момента повышения средней зарплаты норматив  расти не будет. Если мы сделаем эту привязку, мы получим иные кроме БУПа основания для повышения норматива.

Еще один проблемный вопрос - обеспечение действия механизмов реинвестирвоания высвобождающихся средств в систему образования. Это может стать стимулом для муниципалитетов при решении вопросов развития сети. Способствовать этому процессу может введение системы рейтингования муниципалитетов и школ, когда по уровню отдельных индикаторов в рамках интегральных показателей становится ясно, где именно имеются неэффективные расходы.

В ходе реализации проекта стала очевидна необходимость реализации принципа деньги в обмен на эффективность. Рейтингование определяет эффективность системы образования муниципалитета, в зависимости от места в рейтинге дифференцируется финансирвоание. Этот принцип применим на любом уровне – региональном, муниципальном, на уровне школы и для каждого педагога.

Также становится актуальной  необходимость изменения структуры и величины учбеных расходов. На пример, учебными в рамках реализации сетевого образования становятся  расходы на приобретение компьютеров, оплаты  Интернет.

По мнению Романа Селюкова, требуют своего разрешения следующие проблемы:

- Введение модели единого, а не дифференцированного норматива;

- Описание подходов к нормативному закреплению доведения средств по нормативу до уровня ОУ.  Недовоедение средств по нормативу блокирует НСОТ и саморегулируемые процессы;

- Формирование норматива финансирвоания образовательной программы в сети Интернет. Модель сетевого образования есть, но не ясно как оплатить в данной стуации труд учителя. Формирование такого норматива – это механизм выживания и повышения эффективности для школ, которые находятся в труднодоступных метсностях;

- Привязка квалификации учителя к размеру его заработной платы. Сейчас два этих механизма никак не связаны;

- Разработка механизмов оплаты всех видов деятельности педагогических работников, которые прописаны в структуре базовой части и утверждены нормативно. Важно дать аргументы для внесения всех видов деятельности, рассчитать и зафиксировать их;

- Регулирование соотношения педагогических и иных работников ОУ через внедрение новых финансово-экономических механизмов. Оно должно быть оптимальным с позиции качества образования, сокращения неэффективных расходов, реинвестирваония их в систему образования;

-Введения ученико-часа как регулятора сокращения учебной нагрузки, оптимизации штата ОУ, соответственно роста зарплаты, развития сети. Если меняется количество часов, меняется размер ученико-часа;

- Введение НСОТ в ДОУ И УДО. Нужны иные подходы к формированию нормативов для таких учреждений.

Возможные пути решения проблемных вопросов это реализация таких проектов как КОЭРСО, который позволяет установить влияние образования на экономику региона, установить между ними связь, проект кадровая модернизация, направленный на выращивание проектной культуры руководящих работников, проект рейтингование муниципалитетов и рейтингование школ, позволяющий оценить эффективность муниципальных систем образования, продвигать финансово-экономическую проблематику, проект паспортизации школ.

 

Наталья Цырендашиева, информационно-аналитическая группа Республики Бурятия


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100