Экспертиза проектных идей в рамках проекта «Кадровая модернизация»
Модератор – Галина Фомицкая
25 октября в рамках экспертно-аналитического семинара на базе республиканского института
кадров управления и образования состоялась презентация и экспертиза проектных идей в рамках проекта «Кадровая модернизация».
В работе экспертизы проектных идей принимали участие 18 человек – директора школ, председатели
и заместители председателей Управляющих советов, учителя. Второй день работы в группе начался с презентаций проектов,
где выступили следующие участники: Дылыгма Самбуева, учитель истории и обществознания МО Кижингинской средней школы. Представлена
работа исследовательского характера по истории репрессий кижигинцев. Были озвучены цель, задачи, актуальность и новизна. Проект
долгосрочный, основная работа проведена, сбор информационных данных закончен. В реализации данного проекта вовлечены учителя,
учащиеся, потомки репрессированных. Итогом работы можно считать очерки, эссе, доклады, печать в СМИ, также готова к изданию
брошюра, в перспективе открытие небольшого мемориала жертвам репрессий. Основной эффект данного проекта – сохранение
исторической памяти (презентация проекта прилагается).
Мария Гончарова, Прибайкальский район, зам.директора Коминской средней школы, предложила
проект «Школа-центр социально-экономических инициатив». Эффектом данного проекта автор считает апробирование рыночных
отношений на пришкольном участке, увеличение внебюджетных средств школы, подготовку детей к основам предпринимательства, формирование
социальных опытов, удешевление школьного питания. Было отмечено, что проект рассчитан на дальнейшее видение, когда все образовательные
учреждения перейдут на автономное учреждение (презентация проекта прилагается).
Раиса Бадмаева, Эрхирикская школа, Заиграевского района, при написании проекта акцентировала
внимание на разработке программы по внедрению изучения национальных культур в школьную программу. Особое внимание она уделила
проблеме сокращения сферы дополнительного образования. Эффектом от своего проекта считает – успешность своих выпускников
в дальнейшей жизни, индикаторы – прослеживание жизненного пути выпускников школ. Ведется статистика и мониторинг изменения
(презентация проекта прилагается). Елена Шиширюхина, зам. директора Онохойской средней школы Заиграевского района, представила
проект «Школа поиска «Открытие», главной идеей которого является создание лаборатории для учителей, с целью
повышения качества образования, профессиональной компетенции. На сегодняшний день, отмечает автор существует разрыв
между самооценкой и уровнем квалификации, которую имеют учителя, так как изменились требования, которые предъявляло образование.
Ожидаемый эффект проекта – изменить самого педагога, перестроить систему методической работы (презентация проекта прилагается).
Валентина Иочис, директор Сосново-Озерской СОШ №2 Еравнинского района, автор
проекта «Формирование образовательной политики школы на основе организации проектной деятельности учителей, учащихся
и родителей», цель которого – создание гибкой системы управления проектной деятельности, акцентировала внимание
на план-графике, ожидаемых результатах проекта (презентация проекта прилагается).
Владимиром Митрофановым, зам. директора МОУ Тугнуйская СОШ Мухоршибирского района, представлен
технический проект, ожидаемый эффект реализации проекта – подсоединение учителей к сети, в перспективе проведение дистанционных
уроков (презентация проекта прилагается).
В ходе обсуждения участники группы пришли к выводу, что современная школа - это школа массовая,
а не эксклюзивная, и в её основе – деятельностно-компетентностный подход. В Республике Бурятия созданы предпосылки
для перехода современной школы региона на новый уровень развития. Во многом это стало возможным благодаря реализации
проектной деятельности ОУ и учителей. Проект-это временное предприятие, предназначенное для создания уникального продукта
или услуги, мысленно осуществляемая деятельность, благодаря которой можно изменить наличную ситуацию и ?привести ее
к желаемому виду, «идеальное» решение проблемы в авторской постановке. Вместе с тем, практика показывает, что не
все проекты отражают позиции современной школы, недостаточно активно идет разработка проектов и их представление на федеральный
уровень.
В результате внедрения проектов достигнуты следующие эффекты: -расширилось поле
самопрезентации педагогов; - более открытой стала система образования для социума; -конкурсы создали условия для распространения
передового индивидуального педагогического опыта и опыта общеобразовательных учреждений; -увеличилось понимание общественности
процессов морального стимулирования педагогических работников; -активизировались процессы внедрения передовых педагогических
технологий в образовательный процесс; -появилась потребность в постоянном повышении квалификации; -появились новые направления
для социального партнерства; -расширилось поле для привлечения инвестиций; -более успешной стала социализация детей.
Определены проблемы: -не продуманы механизмы распространения передового педагогического
опыта проектной деятельности в системе образования; -недостаточна квалификационная подготовка к ведению постоянной
исследовательской деятельности; -отсутствие постоянного мониторинга проектных идей, эффектов их реализации; -не разработаны
механизмы общественной экспертизы разрабатываемых, внедряемых проектов; -недостаточно освещаются результаты проектов в
СМИ, в интернете; -не продумана система стимулирования за качество проектных результатов.
С целью реализации пяти основных направлений построения современной школы (новые образовательные
стандарты, развитие учительского потенциала, развитие школьной инфраструктуры, школьной среды, обновление материально-технического
состояния школы, поддержка талантливых ребят и сохранение здоровья школьников) в Республике Бурятия. Участники группы
рекомендуют министерству образования и науки РБ организовать всестороннюю поддержку проектной деятельности работников ОУ: 1) Провести
мониторинг эффективности реализации проектов школ и учителей, получивших финансовую поддержку в рамках КПМО. 2) Создать
атлас вариативных моделей развития ОУ, появившихся в ходе реализации проектов ОУ и учителей, отражающие основные направления
построения современной школы в РБ. 3) Предложить руководителям образовательных учреждений, городских и районных методических
центров и других учреждений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование, предусмотреть в программах повышения
квалификации направление «Деятельностно-компетентностный подход в образовании», «Организация проектно-исследовательской
деятельности педагогических работников». 4) Провести в 2010 году конкурс руководителей, заместителей директоров, педагогов
образовательных учреждений, методистов ОМЦ на соискание Гранта РБ в сфере образования «Лучшие авторские педагогические
разработки - современной школе РБ» в рамках Года Учителя. 5) Разработать дорожную карту продвижения проектов
от РБ. 6) Начать подготовку проектов на получение школы ФИПа.
Эржена Санжиева Информационно-аналитическая группа
|