Группа 2 «Саморегулирование сети ОУ в условиях внедрения новых экономических механизмов
в рамках КПМО»
Модераторы – Наталья Сандакова, Наталья Шадрина
Координатор –Татьяна Будаева
25 октября в рамках экспертно-аналитического семинара на базе АОУ ДПО РБ «Республиканского
института кадров управления и образования» состоялось заседание экспертной группы «Саморегулирование сети ОУ в условиях
внедрения новых экономических механизмов в рамках КПМО», на котором обсуждались проблемы внедрения эффективных механизмов
и моделей КПМО в республике Бурятия.
В работе группы приняли участие 13 участников – директора школ, заместители
директоров, начальники и специалисты районных управлений образованием.
Работа группы началась с постановки задачи, которая заключается в выявлении эффектов
и процессов саморегулирования сети в рамках КПМО за 2007-2009 год и в дальнейшем на перспективу.
Татьяной Будаевой
предложено обсудить проект создания саморегулируемой организации педагогов-новаторов, объединившей лучших учителей республики.
Для реализации этого проекта должны быть разработаны экономические механизмы, регулирующие предоставление
образовательных услуг через интернет.
Жаргалма Муханаева, директор МОУ «Сосново-озерской СОШ № 1», Еравнинского района,
представила проект по теме «Сетевое взаимодействие школ внутри муниципального района как ресурс повышения качества
образования и эффективности использования бюджетных средств». Автор проекта обозначила те противоречия, которые
обусловили создание саморегулируемой сети образовательных учреждений в районе. Это противоречия:
- между экономической
нецелесообразностью существования малокомплектных школ и необходимостью их сохранения как социо-культурного ядра в сельской
местности;
- между необходимостью обеспечения качественного образования и неразвитостью кадровых, информационно-технологических,
материально-технических условий;
- между национальным проектированием в системе образования и ограниченностью возможностей
сложившихся норм функционирования образовательных учреждений.
Гражданский заказ в системе образования от сельского сообщества:
сохранить сельские школы
как социокультурное ядро деревни и обеспечить доступность качественного образования сельским школьникам. Под угрозой
закрытия находятся школы, имеющие столетнюю историю, составляющие золотой фонд отечественной педагогики, спасающие малые поселения
от деградации, духовного разрушения. Один из примеров саморегулируемой сети - образовательный округ «Найдал», который
включает в себя: Сосново – Озерскую СОШ №1 (ресурсный центр) 512 учащихся, 47 учителей; Тулдунскую СОШ - 76 учеников,
15 учителей; Комсомольскую СОШ - 96 учеников, 16 учителей; Ширингинскую СОШ - 94ученика, 15 учителей; Гондинскую НОШ
- 17 учеников, 3 учителя; Домнинскую начачальную школу- 10 учеников, 2 учителя. В общей сложности 805 учеников,
98 учителей.
В малокомплектных школах этого округа реализуется модель сельской малокомплектной школы с разновозрастным
обучением. Внедрение модели преследует следующие цели:
• Исследовательская – экспериментальная проверка
эффективности разновозрастной организации образовательного процесса в условиях сельской малокомплектной школы;
• Педагогическая
– подготовка учащихся, в соответствии с индивидуальным темпом их развития, к повышению качества образования и успешной
социальной адаптации.
Разработан пакет нормативно-правовых документов, часть находится в разработке.
Среди основных
эффектов реализации проекта автор отметила, прежде всего, появление модели саморегулирования сети внутри муниципалитета, доступность
качественного образования наряду с эффективным использованием бюджетных ресурсов, сетевое взаимодействие школ, создание ресурсных
центров сетевых объединений. Вместе с тем, для реализации проекта в полной мере, по мнению автора, необходима финансовая поддержка
со стороны республики, со стороны ОМСУ для:
• повышения квалификации;
• улучшения материально-технической,
информационно-технологической базы и программно-методического обеспечения образовательных сетей.
Кроме того, участниками группы отмечены и такие проблемные пункты как организация подвоза
детей, обеспечение стабильности подключения к сети Интернет. Тамара Матвеева, главный специалист РУО, Заиграевский район,
высказала мнение о том, что вести обучение по образовательным программам начальной школы в формате дистантного обучения
сложно.
Вера Захарова, заведующая РМК РУО, Бичурский район, отметила, что если бы родители видели что
в какой-то школе принципиально качественное образование, они сами возили бы туда детей. Нам нужен синтез традиционных и дистантных
методик обучения для создания саморегулируемых сетей ОУ. Нужна серьезная переквалификация педагогов и техническая оснащенность.
Суммируя все высказывания, Наталья Шадрина выделила следующие положительные эффекты:
- снижение
неэффективных расходов;
- индивидуализация образовательных программ;
- повышение статуса ОУ (обучение учащихся в любой
школе, в любом регионе);
- расширение границ получения образования;
-возможность повышения квалификации педагогами;
-самообразование,
выбор своей траектории;
-фактор инвестиционной привлекательности;
-изменение содержания образования с введением новых
образовательных технологий.
Долгор Бадмаева,
Информационно-аналитическая группа