Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сообщение Людмилы Долговой "Современная проблематика и перспективы развития общественного участия в управлении образованием"




Презентация к сообщению Людмилы Долговой 

Современная проблематика и перспективы развития общественного участия в управлении образованием.

 

25 октября 2009г. продолжил свою работу экспертно-аналитический семинар в республике Бурятия.  Обсуждение начато  с выступления Людмилы Долговой. Ключевая тема выступления – общественное участие в управлении школой. 


Готовясь к выступлению, говорит Людмила Долгова, я задала себе вопрос: зачем школе общественное управление? Вопрос почти филососфский, потому что это вопрос о цели. Что мы получим в итоге? Какие наши ожидания могут быть реализованы? Или может быть что-то тревожит нас, вызывает опасения? Такое количество вопросов легко объяснимо. Традиционно система образования в России очень закрыта и трудно поддается влиянию извне. Конечно, в этом есть свои плюсы, но вместе с тем мы потеряли возможность рефлексии, самоанализа, лишили себя внешних импульсов к развитию.

 

Отчуждение между школой и семьей сегодня стало фактом. Выходом из этой ситуации становится расширение, допущение общественного участия. Нам нужны заказы, вызовы из вне.  Образовательному учреждению, в частности, и системе образования в целом нужен внешний импульс к развитию. Однако, даже приняв решение о взаимодействии, мы часто сталкиваемся с проблемой неполного понимания того, в каком именно направлении нам двигаться вместе, как осуществлять это взаимодействие. Практика показывает, что существует огромное количество ситуаций, решение которых администрации школы самостоятельно найти сложно. «Я советую с любой проблемой обращаться к родительскй общественности», - говорит Людмила Долгова.  Мы столкнулись с необходимостью доказать, что экономически наша школа выгодна городу, а не наоборот. И именно родители помогли выполнить необходимые экономические расчеты, эмпирически доказать, что содержание школы обходиться муниципалитету не дороже, чем любого другого образовательного учреждения. Практический опыт наших родителей, их компетентность в тех вопросах, в которых нам ее не хватает, например, экономические, даже управленческие, могут и должны быть задействованы.”


Далее Людмила Долгова обозначила основные эффекты, которых уже  удалось достичь в ходе реализации КПМО:
 - расширение социального партнерства;
 - практика общественного наблюдения;
 - усилилась открытость системы образования;
 - получены дополнительные инвестиции.


Сегодня мы можем констатировать, что дело сдвинулось с мертвой точки, говорит Людмила Долгова.  Результаты нашей совместной работы уже вполне ощутимы: возросло количество органов государственно-общественного управления в ОУ,  количество совместных проектов или проектов, реализуемых при участии общественности, начата работа по институализации форм общественного участия, институализации общественной экспертизы, созданы условия для распространения опыта,  активно проводятся мониторинговые исследования.
Таким образом, для нас общественность – это наши партнеры, наши эксперты, наши инвесторы.  Конечно, как и в любом, только набирающем обороты процессе, здесь тоже есть свои риски и проблменые вопросы. Это и неподготовленность общественных экспертов и управляющих, слабое внимание общественности к сфере образования, негативное освещение проектав СМИ, отсутствие сформулированного гражданского заказа, недостаточное использование полномочий управляющих советов, непонимание механизмов общественной экспертизы, непроработанность механизмов контроля и отслеживания деятельности УС.


Вместе с тем, проблемы и риски имеют свое решение. СМИ реагируют на тенденцию, а тенденцию мы можем изменить путем интенсивной презентации образования в СМИ, в том числе и через интернет, открытые публичные доклады. Наращивание форм работы системы образования с общественностью должно проходить не в плане решения незначительных вопросов (как разделить 10 000 руб. на 30 человек), нет, нужно привлекать общественность к решению вопросов более значимых:  обучение общественных управляющих, разработка индикаторов, привлечение инвестиций на реализацию проектов, формирование заказов.


И тут важно иметь четкое понимание того, что  есть заказ. Мы разделяем следующие понятия:
-государственный заказ – это знание родного языка, истории, политическая лояльность, толерантность, гражданственность;
- родительский заказ – прежде это требования к условиям обучения;
-гражданский заказ -  требования к результатам образования и его качеству в связи с выходом на рынок труда. 


По существу родительский и гражданский заказы во многом близки, но родительский заказ – это здесь и сейчас, гражданский – на перспективу. Привлечь общественность к формированию заказа несложно, нужно только вовлечь ее в совметсную деятельность. Это и участие в образовательных проектах, событиях, решение проблем, разработка регламентирующих документов, определение стратегии развития образования, финансово-экономическое определение цены услуги, финансирование образовательных программ, создание благотворительных фондов. Нам нужно вовлечь общественность в диалог, узнать что она ожидают от нашей деятельности. Нужно ли ей то, что мы предлагаем, и что она, общественность (особенно родительская),  хотела бы чтобы мы развивали в наших детях.


Как же работать в школе с гражданским заказом? На основании  взаимодействия с общественностью создавать образовательные программы, включать в программу развития школы представления о качестве и результатах образования на основе заказа, трансформирвоать общественный заказ в образовательные задачи, соврешенствовать систему стимулирования за качество образовательных результатов, создавать необходимую номративную базу, в том числе, по общественной экспертизе. Процедура общественной экспертизы должна быть внесена в документы по лицензирвоанию и  аккредитации, по аттестации педагогических работников. Нужно создать банк общественных экспертов на основе общественных организаций, зарекомендоваваших себя в ПНПО, создать  систему сертификации общественных экспертов – считает Людмила Долгова.

 

 

Наталья Цырендашиева
Информационно-аналитическая группа


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100