Группа 2 «Саморегулирование сети ОУ в условиях внедрения новых экономических механизмов
в рамках КПМО» Модераторы – Виталий Найханов, проректор Восточно-Сибирского государственного технологического
университета, Наталья Сандакова, региональный эксперт. Координатор – Будаева, консультант отдела.
24 октября в рамках экспертно-аналитического семинара на базе АОУ ДПО РБ «Республиканского
института кадров управления и образования» состоялось заседание экспертной группы «Саморегулирование сети ОУ в условиях
внедрения новых экономических механизмов в рамках КПМО», на котором обсуждались проблемы инициации процессов саморегулирования
в республике Бурятия.
В работе группы приняли участие 12 участников – директора школ, заместители директоров,
начальники и специалисты районных управлений образованием.
Открытие работы началось с постановки основной задачи работы группы, которая заключается
в выявлении эффектов и процессов саморегулирования сети в рамках КПМО.
Свой проект «Сетевые образовательные программы и инфокоммуникационные технологии –
основа будущего малокомплектных школ», как один из вариантов сокращения неэффективных расходов и повышения рентабельности
учреждений, представил Виталий Найханов, проректор по ИНТО ВСГТУ. Автор отметил, что в связи с экономически нерентабельным
финансированием стоит вопрос о закрытии малокомплектных школ. Стоимость обучения одного ученика в малокомплектной школе намного
выше, чем в общеобразовательной. Учитывая Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2001 г. N 871 "О реструктуризации сети
общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» основными задачами реструктуризации сети ОУ является: • Повышение
качества образования в сельских общеобразовательных учреждениях; • повышение доступности качественного общего
образования; • повышение уровня социальной, экономической и пространственной мобильности выпускников сельских
общеобразовательных учреждений за счет развития предпринимательских и лидерских способностей у выпускников сельских школ,
увеличения разнообразия форм и методов получения знаний, навыков, и умений; • Повышение экономической эффективности
функционирования общеобразовательных учреждений; • повышение разнообразия сети и устойчивости ее функционирования.
Должна быть выстроена организационная структура взаимодействия образовательных учреждений
при реализации сетевых образовательных программ применительно к малокомплектным школам. Малокомплектные школы становятся филиалами
базовой школы. Автор представил, организационную схему учебного процесса при реализации сетевых образовательных программ применительно
к малокомплектным школам.
Предпосылки развития образования в сети в Республике Бурятия, по мнению автора, заключается
в следующем: 1. Все образовательные учреждения Республики Бурятия оснащены средствами информатизации. 2. Наличие
сети интернет во всех школах республики со скоростью 128 Кб/с. 3. Наличие педагогических кадров, способных организовать
и реализовать процесс сетевого обучения. 4. Наличие высококвалифицированных специалистов в области информационных
и телекоммуникационных технологий. 5. Наличие действенной системы непрерывной подготовки и повышения квалификации
научно-педагогических кадров в области информационных и телекоммуникационных технологий.
Виталий Найханов, представил на обсуждение три модели школьного образования в сети Интернет. Механизм
финансирования образовательных учреждений, реализующих сетевые образовательные программы, включает в себя, структуру расходов
образовательных учреждений, реализующих сетевые образовательные программы, которая состоит из следующих расходов: • Расходы,
необходимые на реализацию традиционных образовательных программ; • расходы базовой школы на реализацию сетевых
образовательных программ; • расходы филиалов (малокомплектных школ) базового образовательного учреждения Автор,
представил модельную методику расчета нормативов. Норматив бюджетного финансирования на реализацию сетевой образовательной
программы, включает: • Норматив расходов по фонду оплаты труда работников сетевой образовательной программы; • норматив
на учебные и прочие расходы, непосредственно связанные с образовательным процессом.
Расчетные формулы: 1. Расчет количества ставок сетевых преподавателей; 2. Расчет
количества ставок тьюторов; 3. Расчет количества ставок учителей физической культуры и технологии; 4. Расчет
общего количества ставок педагогического персонала СОП; 5. Количество ставок прочего персонала СОП; Затраты на
оплату труда сотрудников базового образовательного учреждения, реализующего СОП Норматив на одного ученика в год из фонда
оплаты труда с начислениями: 13 463,81 / 448 = 30,053 тыс. рублей.
Норматив финансовых расходов на обучение одного ученика в год по СОП: • Норматив
на материальные затраты на одного ученика в год составляет – 4741,4 руб. • Норматив на фонд оплаты труда
на одного ученика в год составляет - 30 053 руб. • Общий норматив на одного ученика в год - 34 794 руб • Доля
материальных затрат в нормативе составляет - 13,6% • Доля ФОТ с начислением в нормативе составляет –
86,4%
Участники группы отметили перспективность данного проекта. Ими также высказаны некоторые
предложения по вопросам реализации проекта. Например, Светлана Лузанова, директор МОУ «Алтайская СОШ», предложила
предусмотреть введение ставок сетевых администраторов не только в самих базовых школах, но и в филиалах.
Подводя итоги работы группы, Наталья Сандакова, в качестве ТЗ для дальнейшей работы группы
предложила уделить особое внимание вопросу анализа эффектов оптимизации муниципальных сетей ОУ, что по возможности должно
быть отражено в виде экономических расчетов.
Долгор Бадмаева, информационно-аналитическая группа
|