Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Работа групп по направлению "Эффективность новых организационно-экономических механизмов, внедряемых в рамках КПМО"




В первый день работы экспертно-аналитического семинара по обсуждению реализации региональных комплексных проектов модернизации образования состоялась работа группы по направлению "Эффективность новых организационно-экономических механизмов, внедряемых в рамках КПМО". В данном направлении работали в группы:

Эффективность НПФ и НСОТ

Саморегулирование сети ОУ в условиях внедрения новых экономических механизмов в рамках КПМО

Объем неэффективных расходв 
Нормативная правовая база введения НСОТ 
Новая система оплаты труда 
Методика формирования ФОТ общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия 

24 октября в рамках экспертно-аналитического семинара на базе республиканского института кадров управления и образования состоялось заседание экспертной группы «Эффективность НПФ и НСОТ», на котором обсуждались проблемы эффективности реализации НПФ и НСОТ.

Модератор – Татьяна Фильчагина, эксперт ИПОП Эврика
Координатор – Гарма Базаров, начальник отдела экономики и статистики Министерства образования и науки Республики Бурятия.


В работе группы приняли участие 12 человек – директора школ, заместители директоров, учителя.
Татьяна Фильчагина выступила с приветственным словом и наметила план работы группы. Задача группы – определить эффекты реализации НПФ и НСОТ, наметить перечень мероприятий до 2012 г.
Гарма Базаров предложил участникам поделиться тем опытом, который наработан в районах республики в ходе реализации КПМО, мнением по поводу реализации нормативов.


Доржо-Ханда Гунзынова, директор Кижингинского лицея, задала вопрос о нормативах для малокомплектных школ. Татьяна Фильчагина пояснила, что к сельским школам должны применяться корректирующие нормативы. Вместе  с тем, малокомплектные школы не должны воспринимать нормативы как «пособие на бедность». Деньги следуют за учеником, и если учеников мало, а качество образования не соответветствует современным требованиям, то встает вопрос о целесообразности сохранения такой школы.


Горячая дискуссия развернулась вокруг вопроса о доведении денег по нормативам до школ и достаточности такого финансирования. Татьяна Митрофанова, директор начальной школы-сада № 92, г. Улан-Удэ отметила, что в их школе средства доводятся строго  в соответствии с методиками расчета норматива. Вместе с тем, учреждение оказывает дополнительные платные образовательные услуги, что позволяет увеличить стимулирующую часть оплаты труда без необходимости сокращения штата.


В ходе дискуссии федеральный эксперт Роман Селюков подчеркнул, что тезис «школа спасет село» (и только поэтому следует сохранять школу), сегодня утратил свою актуальность. Такая школа не только не обеспечивает качественное образование своим выпускникам, но и экономически не целесообразна.  Нищета школы — результат бездействия муниципалитета, и администрации самой школы, не пожелавших вовремя принять меры по оптимизации расходов, разработке соответствующих современным требованиям образовательных программ.


В качестве технического задания для работы группы он определил следующие задачи:
 сформулировать эффекты введения НПФ и НСОТ;
 разработать перечень мероприятии по внедрению достигнутых положительных результатов во  всеобщую практику;
 предложить пути устранения и преодоления негативных явлений.


Саяна Бильдуева,
информационно-аналитическая группа

 

Группа 2 «Саморегулирование сети ОУ в условиях внедрения новых экономических механизмов в рамках КПМО»
Модераторы – Виталий Найханов, проректор Восточно-Сибирского государственного технологического университета, Наталья Сандакова, региональный эксперт.
Координатор –  Будаева, консультант отдела.


24 октября в рамках экспертно-аналитического семинара на базе АОУ ДПО РБ «Республиканского института кадров управления и образования» состоялось заседание экспертной группы «Саморегулирование сети ОУ в условиях внедрения новых экономических механизмов в рамках КПМО», на котором обсуждались проблемы инициации процессов саморегулирования в республике Бурятия.


В работе группы приняли участие 12 участников – директора школ, заместители директоров, начальники и  специалисты районных управлений образованием.


Открытие работы началось  с постановки основной задачи работы группы, которая заключается в выявлении  эффектов и процессов саморегулирования сети в рамках  КПМО.


Свой проект «Сетевые образовательные программы и инфокоммуникационные технологии – основа будущего малокомплектных школ», как один из вариантов сокращения неэффективных расходов и повышения рентабельности учреждений, представил Виталий Найханов, проректор по ИНТО ВСГТУ. Автор отметил, что в связи с экономически нерентабельным финансированием стоит вопрос о закрытии малокомплектных школ. Стоимость обучения одного ученика в малокомплектной школе намного выше, чем в общеобразовательной. Учитывая Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2001 г. N 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности» основными задачами реструктуризации сети ОУ является:
• Повышение качества образования в сельских общеобразовательных учреждениях;
• повышение доступности качественного общего образования;
• повышение уровня социальной, экономической и пространственной мобильности выпускников сельских общеобразовательных учреждений за счет развития предпринимательских и лидерских способностей у выпускников сельских школ, увеличения разнообразия форм и методов получения знаний, навыков, и умений;
• Повышение экономической эффективности функционирования общеобразовательных учреждений;
• повышение разнообразия сети и устойчивости ее функционирования.


Должна быть выстроена организационная структура взаимодействия образовательных учреждений при реализации сетевых образовательных программ применительно к малокомплектным школам. Малокомплектные школы становятся филиалами базовой школы. Автор представил, организационную схему учебного процесса при реализации сетевых образовательных программ применительно к малокомплектным школам.


Предпосылки развития образования в сети в Республике Бурятия, по мнению автора, заключается в следующем:
1. Все образовательные учреждения Республики Бурятия оснащены средствами информатизации.
2. Наличие сети интернет во всех школах республики со скоростью 128 Кб/с.
3. Наличие педагогических кадров, способных организовать и реализовать процесс сетевого обучения.
4. Наличие высококвалифицированных специалистов в области информационных и телекоммуникационных технологий.
5. Наличие действенной системы непрерывной подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров в области информационных и телекоммуникационных технологий.


Виталий Найханов, представил на обсуждение три модели школьного образования в сети Интернет.
Механизм финансирования образовательных учреждений, реализующих сетевые образовательные программы, включает в себя, структуру расходов образовательных учреждений, реализующих сетевые образовательные программы, которая состоит из следующих расходов:
• Расходы, необходимые на реализацию традиционных образовательных программ;
• расходы базовой школы на реализацию сетевых образовательных программ;
• расходы филиалов (малокомплектных школ) базового образовательного учреждения
Автор, представил модельную методику расчета нормативов.  Норматив бюджетного финансирования на реализацию сетевой образовательной программы, включает:
• Норматив расходов по фонду оплаты труда работников сетевой образовательной программы;
• норматив на учебные и прочие расходы, непосредственно связанные с образовательным процессом.


Расчетные формулы:
1. Расчет количества ставок сетевых преподавателей;
2. Расчет количества ставок тьюторов;
3. Расчет количества ставок учителей физической культуры и технологии;
4. Расчет общего количества ставок педагогического персонала СОП;
5. Количество ставок прочего персонала СОП;
Затраты на оплату труда сотрудников базового образовательного учреждения, реализующего СОП
Норматив на одного ученика в год из фонда оплаты труда с начислениями:
13 463,81 / 448 = 30,053 тыс. рублей.


Норматив финансовых расходов на обучение одного ученика в год по СОП:
• Норматив на материальные затраты на одного ученика в год составляет – 4741,4 руб.
• Норматив на фонд оплаты труда на одного ученика в год составляет - 30 053 руб.
• Общий норматив на одного ученика в год - 34 794 руб
• Доля материальных затрат в нормативе составляет  - 13,6%
• Доля ФОТ с начислением в нормативе составляет – 86,4%


Участники группы отметили перспективность данного проекта. Ими также высказаны некоторые предложения по вопросам реализации проекта. Например, Светлана Лузанова, директор МОУ «Алтайская СОШ», предложила  предусмотреть введение  ставок сетевых администраторов не только в самих базовых школах, но и в филиалах.


Подводя итоги работы группы, Наталья Сандакова, в качестве ТЗ для дальнейшей работы группы предложила уделить особое внимание вопросу  анализа эффектов оптимизации муниципальных сетей ОУ, что по возможности должно быть отражено в виде экономических расчетов.

 

Долгор Бадмаева,
информационно-аналитическая группа


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100