Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Доклад министра образования и науки республики Бурятия Алдара Дамдинова

"От эффектов КПМО к президентской инициативе "Наша новая школа."




Презентация к докладу А.В.Дамдинова 

Сегодня очевидно, что образование становится приоритетным направлением национальной политики, соответствие образования современным требованиям, его конкурентоспособность внутри страны и в мире – все это волнует не только педагогов, но и фундаментальную науку, наших промышленников и, конечно, общество в целом.


Завершая реализацию Комплексного проекта модернизации образования необходимо сказать, что нам многое удалось сделать, но предстоит сложнейшая задача качественного многоаспектного анализа реформ за последние 3 года, их эффектов на долголетнюю перспективу.


Несомненным условием успешности реализации в регионах стало то, что оператором КПМО создан сайт, с помощью которого ведется мониторинг результативности проекта с уровня школы. Житель любого региона может свободно зайти и посмотреть показатели результативности в разрезе школы, муниципального образования, соотнести показатели в разных субъектах Российской Федерации.


В Республике Бурятия  КПМО рассматривали, как возможность внедрения в региональной системе образования новых организационно-экономических механизмов, направленных на повышение качества образования.
Именно с этой точки зрения мы будем сегодня анализировать результаты и эффекты КПМО.  


В настоящее время в рамках Комплексного проекта модернизации образования в системе образования Бурятии осуществлен отход от уравнительных подходов и обеспечено повышение доходов учителей, в первую очередь в отношении тех из них, кто выдает наиболее высокое качество образования, вносит наибольший вклад. Созданы механизмы по обеспечению участия органов государственно-общественного управления в образовательной политике в целом и в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда в частности. Заложено начало построению системы оценки качества образования на основе компетентностного подхода, ведется работа по повышению управленческой культуры руководителей образовательных учреждений, общественных управляющих.


Опыт участия в Комплексном проекте модернизации образования позволяет нам видеть необходимость его преемственного продолжения и углубления в образовательной политике государства. В своем выступлении постараюсь зафиксировать те направления деятельности, которые доказали свою эффективность,  но нуждаются в дополнительной институциональной поддержке.


Начну с того, что формульное финансирование общеобразовательных учреждений является эффективным финансово-экономическим механизмом, обеспечивающим равный доступ граждан к качественным образовательным услугам. Вместе с тем, необходима доработка этого механизма с целью:
•  обеспечения неснижения объема субвенций, рассчитанных на основе норматива при уменьшении численности учащихся;
• принятия действенных мер по обеспечению доведения средств по нормативу до уровня общеобразовательных учреждений в условиях их финансово-хозяйственной самостоятельности;
• разработки механизмов финансирования по нормативу дистанционных образовательных программ учащихся, проживающих в малонаселенных, труднодоступных районах, так как финансирование малокомплектных школ по повышенному нормативу не приводит к повышению качества образования;
• реализации принципа – деньги в обмен на эффективность.


По первому и ключевому направлению КПМО – введено нормативное подушевое финансирование, но проблемным остается доведение норматива до уровня образовательного учреждения с ежемесячной корректировкой объема средств по количеству учащихся.  Включение в норматив расходов республиканского бюджета (ФОТ + учебные расходы) и расходов местных бюджетов (коммунальные платежи и текущий ремонт) не нашло отражения в практике нашей работы.


Наряду с нормативно-подушевым финансированием необходимо отметить эффективность внедряемых механизмов конкурсного финансирования проектов муниципального и школьного уровня из специально создаваемых региональных фондов стимулирования. Положительный опыт есть в Калининградской области, а в нашей республике мы планируем реализовать проект «Становление системы открытого электронного образовательного рейтинга муниципалитетов и школ», который позволит распределять финансовые средства по итогам результативности деятельности.


Существующая система распределения полномочий между субъектами федерации  и муниципальными образованиями в области образования приводит к неэффективности расходования бюджетных средств. Необходимо изменение указанной системы распределения полномочий.


Переход на новую систему оплаты труда в целом обеспечил введение стимулирующих принципов в оплате труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений. Но необходимо отметить, что по итогам 2008 года сумма неэффективных расходов в системе (в большей части по причине неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами прочего персонала (административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал, педагогические работники, не осуществляющие учебный процесс) уменьшилась с 1,5 млрд. руб. до 1,2 млрд. руб. Этот незначительный разрыв не позволил нам в значительной степени повысить норматив. Ведь как мы знаем, одним из значимых эффектов КПМО является результат соотнесения роста средней заработной платы учителей с ростом норматива (в части фонда оплаты труда).


У системы образования много внутренних резервов для повышения уровня оплаты труда, которые мы должны использовать при дальнейшей реализации направлений КПМО у нас в республике.


При повышении эффективности управления образовательным учреждением заработная плата растет быстрее норматива. У нас в республике все образовательные учреждения финансируются по единому нормативу для сельской и городской местности. Муниципалитет не имеет возможности перераспределять средства. Однако уровень средней заработной платы в разных муниципальных образованиях – разный.


Фактически эффективность управления и муниципальным образованием, и образовательным учреждением (и региональной системой образования)  влияют на обеспеченность учителей того или иного муниципалитета.
Наиболее перспективной организационно-правовой формой образовательного учреждения, способной обеспечить, инновационные принципы его  развития, многократно повышающей его экономическую и образовательную самостоятельность, резко увеличивающей степень государственно-общественной  кооперации в образовании является  автономное  учреждение. Необходимо всемерное содействие со стороны органов государственной власти переходу общеобразовательных учреждений в автономные.


Нынешнее состояние сети образовательных учреждений препятствует достижению качественного образования, включая эффективность расходования бюджетных средств, что делает необходимым ее оптимизацию.
Необходимо изменить существующую  систему итоговой аттестации, не обеспечивающую социализацию выпускников, поскольку  она   учитывает только академические достижения посредством ЕГЭ и не отражает достижения учащимися и выпускниками ключевых компетентностей и позитивного социального опыта, необходимых человеку в современном мире.
В этих целях необходимо:


1. Обеспечить разработку единого (общероссийского) банка контрольно-измерительных материалов для всех ступеней школьного образования по оценке предметных и ключевых компетентностей.
2. Создать институцию, осуществляющую экспертизу и сертификацию контрольно-измерительных материалов (КИМов) и образовательных программ.
3. Разработать методику оценки индивидуального прогресса учащихся.
4. Разработать модель итоговой аттестации в 9 классе с учетом учебных и внеучебных достижений выпускников основной школы
5. Разработать стандарты основной школы
6. Разработать стандарты педагогической деятельности.
7. Разработать формы оценки внеурочных достижений школьников
8. Разработать новые формы аттестации педагогов.


Важнейшим достижением КПМО является закрепление институтов общественного участия управления образованием в лице управляющих советов, которые:
-  участвуют в распределении бюджетных средств стимулирующей части ФОТ.
- согласовывают соответствующие образовательные программы образовательного учреждения;
- согласовывают ежегодный публичный доклад директора образовательного учреждения;
- участвуют в наблюдательных комиссиях при проведении ЕГЭ.


Риски дальнейшего расширения общественного участия связаны с отсутствием норм, устанавливающих реальную ответственность гражданских институтов за результат деятельности образовательного учреждения, включая расходование бюджетных средств.


Основным условием повышения эффективности образовательного процесса является укрепление статуса учителя, непрерывное совершенствование профессионального уровня. Не случайно 2010 год объявлен в России Годом учителя. Пополнение учительского корпуса высокопрофессиональными учителями – новаторами оформлено как особый социальный заказ государства, призыв Президента России. Реализация ПНПО и КПМО вскрыла непроявляющуюся ранее проблему педагогической толерантности, терпимости не только к воспитаннику, но и к коллегам по работе, их достижениям и успехам. Значит, есть необходимость в обсуждении и принятии в педагогических коллективах кодекса учителя, нравственных принципов и ценностей педагогов.


В послании Президента Федеральному собранию сказано: «Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации». Слайд 9. В этой связи в республике проведены конкурсы учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, по итогам которых после процедур всевозможных экспертиз и проверок фискальных органов, из средств республиканского бюджета материально простимулированы победители на общую сумму 75 млн. руб.


Тем не менее, необходимо отметить, что половинчатость и несистемность отдельных действий по реализации КПМО усилили неопределенность состояния учителя, не дали в полной мере поддержать лучшую часть работников этой категории и сохранили элементы непрозрачности и уравниловки, что привело к повышению социальной напряженности в отдельных регионах и снижению эффективности расходования бюджетных средств, вложенных в КПМО.


В настоящее время состояние учительского корпуса характеризуется:
• переизбытком кадров (соотношение учитель/ученик 1 к 11)
• крайне низким уровнем  ротации кадров (до 20% от общего количества учителей – пенсионеры).


Для улучшения качественного состава учительского корпуса необходимо:
• изменение системы аттестации с учетом современных требований;
• внедрение новых форм и механизмов повышения квалификации;
• усиление степени социальной защиты учительства.


Сосредоточение внимания регионов на решении предлагаемых задач придаст, по нашему убеждению, новый и чрезвычайно мощный импульс дальнейшей модернизации образования. В интересах кооперации усилий наших регионов по этим ключевым направлениям мы договорились о создании Байкальского образовательного соглашения, открытого для всех субъектов РФ, независимо от факта их участия в КПМО.


По инициативе Правительства Республики Бурятия 5 - 8 августа 2009 года был проведен Байкальский образовательный форум «Инновационному обществу – инновационное образование».


Необходимость проведения форума вызвана задачами завершения Комплексного проекта модернизации образования (КПМО), и, поскольку проект носит институциональный характер, то кроме изменений в республике мы обязаны предоставить апробированные институциональные инструменты модернизации системы образования: унифицированную методику расчета финансового норматива,  новую систему оплаты труда учителей, модель общественного управления образованием, оптимальные параметры сети образовательных учреждений, наконец, основной продукт – унифицированную систему оценки качества образования. 


Все эти основания привели нас к решению создания межрегиональной переговорной площадки по продвижению комплексной модернизации образования на все регионы РФ, реализации Президентской инициативы «Наша новая школа», экспертного обсуждения системных решений в области образования.


Такой площадкой стал формат «Байкальское образовательное соглашение», подписанный в рамках Байкальского образовательного форума представителями 14 регионов РФ, от Амурской  до Калининградской области. В рамках этого соглашения регионы могут консолидировано продвигать результаты комплексной модернизации, согласовывать нормативные акты, оформлять другие институциональные инструменты, и проводить экспертную работу.  «Байкальское образовательное соглашение»  открытая переговорная площадка, основанная на стремлении регионов продолжать модернизацию образования, продвигать инновационные механизмы, повышать эффективность системы образования.
По содержанию обсуждавшихся вопросов и важности принятых решений форум  можно рассматривать как один из первых практических шагов к реализации президентской  инициативы «Наша новая школа», поэтому участники форума посчитали своим долгом проинформировать Президента РФ Д.А.Медведева, как инициатора и куратора Приоритетного национального проекта «Образование», о некоторых рекомендациях по итогам реализации КПМО.


Сегодня в Бурятии в свете  введения новых стандартов на условия и результаты деятельности внедряется новый проект комплексной оценки эффективности региональной  системы образования Республики Бурятия (КОЭРСО), целью которого является осуществление постоянного мониторинга образования, взаимосвязи между качеством образования и качеством жизни местного населения.


КОЭРСО – это переговорная площадка, на которой рефлексия тех, кто модернизирует систему образования, может встретиться  с рефлексией тех, кто модернизирует другие стороны жизни: экономику, социальную сферу,  производство товаров и услуг, власть.


Постановлением Правительства РБ (от 03.02.09 №34) создана Межведомственная рабочая группа, в состав которой кроме  министерства образования, как инициатора проекта, вошли Минэкономики РБ, Минсоцзащиты РБ, Минздрав РБ, Минсельхоз РБ, Минкультуры РБ, МВД, Республиканское агентство занятости населения, профсоюзы и др.
Система КОЭРСО предоставляет большие функциональные возможности онлайновой методики сбора данных по индикаторам и показателям: например, автоматически на основе экспертного метода можно рассчитывать взаимосвязь интегрального показателя качества образования и  направлений оценки качества по образовательному,  индивидуально-социальному, экономико-политическому направлениям.


Система имеет трехуровневую структуру (школа,  район, субъект). Войдя на сайт без какой-либо регистрации, любой человек может получить информацию о школе по различным направлениям её деятельности, о кадровом составе, о финансовом состоянии учреждения, динамике и перспективах развития.


Система КОЭРСО станет не только инструментом стратегического планирования развития республиканской системы образования, но и добавит  дополнительные аргументы и основания  для увеличения финансирования.
Данный проект является шагом к тому, чтобы управление, мониторинг и школьная отчетность стали цифровыми, чтобы получение любой формы отчетности происходило через электронные форматы вплоть до лицензирования и аккредитации.
При этом к созданию КОЭРСО мы относимся, не как к какому-то еще одному инструменту контроля и проверки данных по муниципалитетам, а как к достаточно серьезному проекту, призванному прежде всего оценивать ситуацию и предлагать самые оптимальные пути решения в каждом конкретном муниципалитете.


Таким образом, Комплексные проекты модернизации образования действительно инициировали  в образовательной сфере процессы, которые уже привели к реальным результатам в области внедрения новой системы оплаты труда, нового понимания качества образования, развития сети образовательных учреждений, общественного управления и повышения квалификации педагогов.


Сегодня в Бурятии определены ключевые задачи, в ходе реализации которых должен состояться выход проблематики развития образования за границы ведомственного подхода, и наоборот: обращение к образованию со стороны других сфер, в интересах составления общего «технического задания на развитие».


И это накладывает на систему образования особые обязательства: необходимо предложить модель развития не системы образования отдельно от региона, а региона, в котором лидирующей является система образования. 
И в заключение разрешите пожелать нам всем профессиональной интуиции и роста, оригинальных решений и находок в предстоящей работе.

 


 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100