Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Итоговый пленум

Подведение итогов первого дня работы состоялось на итоговом пленуме. В первой его части выступила Наталья Кириченко, начальник финансово-экономического отдела Министерства образования Республики Северная Осетия–Алания. По ее словам, во время работы в группе обсуждалась эффективность новых экономических механизмах, введенных в республиках в рамках реализации Комплексного проекта модернизации образования. По результатам работы в группе был сформирован план действий на ближайшую перспективу по развитию первого направления комплексного проекта. План выглядит следующим образом:

- разработка нормативных правовых документов о переводе в штатный режим НПФ и НСОТ;

- подготовка к введению  единого норматива в общеобразовательных учреждениях;

- подготовка к переходу учреждений дополнительного образования в автономные ( в перспективе - общеобразовательные);

- развитие механизма общественного участия в управлении  школой;

- совершенствование программ по подготовке и переподготовке управленческих кадров;

- увеличение количества школ, соответствующих современным требованиям, предъявляемым к условиям проведения образовательного процесса.

Техническим заданием для работы во второй день было определить набор региональных, муниципальных и школьных нормативных актов, о которых идет речь в первом пункте плана действий.

Во второй части пленума выступил Роберт Плиев, директор образовательного учреждения Респубики Северная Осетия–Алания. По его словам, в республике не так давно состоялось совещание директоров, на котором обсуждались перспективы фиксации норматива как единого для всех образовательных учреждений. При этом количество выделяемых на одного ученика средств должно быть одинаковым, как для обычных школ, так и для гимназий. Но вместе с тем стимулирование качества образования, по мнению Роберта Плиева, является крайне важной задачей. Оно может осуществляться за счет введения повышающих коэффициентов в зависимости о того, какое место занимает образовательное учреждение в рейтинге. Если школа находится внизу списка, то вне зависимости от статуса, коэффициент для нее равен единице. Чем выше в рейтинге школа, тем больше повышающий коэффициент.

По словам Александра Адамского, ректора Института проблем образовательной политики «Эврика», озвученная мысль содержит в себе две идеи. Первая – единство норматива, а вторая – рейтингование образовательных учреждений в зависимости от качества предоставляемой образовательной услуги. Для того, что реализовать первую идею, необходимо адекватно воспринимать проблему с сельскими школами. Если норматив един, это означает, что одинаковую сумму будут получать образовательные учреждения, которые находятся и в городе, и в маленьком селе. Важно понимать, что норматив выделяется для реализации федерального государственного образовательного стандарта. Сельские малокомплектные школы реализуют не только эту функцию, они играют важную роль в социальном и культурном плане. И эти функции сельских школ должны финансироваться не за счет этого единого, выделяемого на реализацию ФГОС норматива. Что касается второй идеи – рейтингования образовательных учреждений - здесь важно понимать, что это требует бюджетного ненормативного фонда, который будет распределяться на конкурсной основе между образовательными учреждениями. Подобного рода опыт существует в Калининградской области.

Далее в ходе дискуссии были зафиксированы три основные проблемы экономических механизмов школ: неэффективный сметный способ расходования средств; соотношение учеников и учителей; громоздкая система бумажной отчетности.

В этом смысле существуют задачи:

- определение сроков и механизмов перевода образовательных учреждений в статус автономных;

- доведение соотношения учитель – ученик до 1 к 20 (появление полифункциональности педагогов, полипрофессианализма);

- разработка и внедрение электронной системы управления образованием.

Относясь к обозначенным задачам участниками семинара были обозначены опасения, которые у них возникают при мысли о переходе школ в статус автономных учреждений. В их числе:

- если школа переходит в статус автономного учреждения, то она должна находиться на финансировании муниципалитета, но существует страх, что этого финансирования школа лишится и вынуждена будет сама искать деньги для аренды здания и оплаты всех услуг;

- формирование фонда оплаты труда может оказаться задачей школы;

- отсутствие согласованного взаимодействия между разными ведомствами не позволит эффективно реализовывать финансово-экономические модели.

По словам Александра Адамского, первые два пункта не являются рисками, поскольку автономное учреждение – это форма наиболее эффективного расходования именно бюджетных средств. Это оговорено в законе. Но вместе с тем, важно видеть и плюсы перехода, которые состоят в том, что школа в статусе автономной, уходит от сметного принципа финансирования, может открывать счет в любом банке, привлекать внебюджетные средства и т.п. А вот реальных рисков при переходе в новый статус ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» видит два: бумажная волокита и недостаточная компетентность руководителей образовательных учреждений.

Техническое задание для работы группы во второй день:

- обсудить возможность введения еиного норматива;

- понять способы формирования и распределения фонда бюджетных средств, расходуемых на конкурсной основе;

- по принципу определить механизм рейтингования образовательных учреждений.

По мнению Валерия Созанова, в ходе работы группы необходимо особое внимание уделить малокомплектным школам. И понять, реальны ли сегодня альтернативы «заморозке» статуса сельских малокомплектных школ.

Далее были представлены наработки группы «Развитие сети образовательных учреждений». Людмила Башаева, специалист Министерства образования Республики Северная Осетия–Алания представила анализ сети образовательных учреждений (с ним можно познакомиться в приложенной презентации). По словам выступающей, в настоящее время, благодаря мероприятиям по реализации комплексного проекта модернизации образования, в республике выросло количество школьников, обучающихся в современных условиях. Однако до сих пор оно остается не таким высоким, как хотелось бы (только 57,7% школьников республики обучаются в современных условиях). До конца года за счет средств, выделяемых на реализацию КПМО, этот процент планируется существенно увеличить.

Во второй день работы по данному направлению необходимо обсудить  возможность перевода детей из отдаленных сельских районов на индивидуальный сетевой норматив. А так же провести анализ возможностей обеспечения для этих школьников высокоскоростного интернета и тьюторского сопровождения.

В завершении пленума выступила директор МОУ СОШ №3 г. Майского Кабардино-Балкарской Республике. Она рассказала об эффектах перехода на нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда.

По ее словам, в ходе реализации комплексного проекта модернизации образования, в образовательном учреждении произошло сокращение штатов, поскольку стало очевидно, что то соотношение между количеством учеников и учителей не является оптимальным. После проведения этих мероприятий удалось поднять заработную плату педагогам (таблицы сравнения заработной платы педагогов по годам приведены в приложенной презентации).

Директор образовательного учреждения зафиксировала в качестве главного результата введения новой системы оплаты труда то, что нагрузка учителя перестала быть единственным фактором роста заработной платы. Однако пока не перестала играть ключевую роль. Пока кажется маловероятным разговор об обобщенной нагрузке и за аудиторную, и за неаудиторную деятельность учителя.

Техническим заданием для данной группы стало рассмотрение способов расчета норматива, в котором бы сочеталась и аудиторная, и неаудиторная нагрузка.

 

Валентина Сажина


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100