Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Итоговый пленум

Подведение итогов работы межрегионального общественного обсуждения Комплексного проекта модернизации образования Уральского федерального округа состоялось на итоговом пленуме, который состоялся 1 октября. Координировал обсуждение результатов работы групп Александр Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика».
В первой части пленарного заседания Марина Жигулина, заведующая кафедрой регионального института развития образования Свердловской области представила наработки группы «Новая система оценки качества». По ее словам, в результате дискуссии в группе удалось достигнуть договоренности и том, что современное качество образования должно включать в себя четыре линии:
- знания, умения и навыки;
- компетентности;
- межпредметные линии;
- социальный опыт.
На уровне региона на сегодняшний день существуют институциональные формы, которые позволяют удерживать компетентностную рамку при обсуждении результативности образования. В регионе проводится ежегодная аттестация учащихся, которая представляет собой систему практико-оринетированных задач, решение которых проявляет сформированность или несформированность компетентностей и знаний межпредметного характера. Еще одна форма предъявления не только учебных достижений – фестиваль «Юные интеллектуалы среднего Урала», на котором предъявляются различные проекты.  Ключевая проблема, которая в данном направлении сегодня проявляется – способы фиксации неурочных достижений. В каких показателях может быть выражен результат образования? Каков пакет документов выпускника?
В следующей части выступления обсуждалась связь качества образования и новой системы оплаты труда. По мнению участников семинара, стимулирующая часть заработной платы должна начисляться на основании качества деятельности педагога. Выступающей были представлены показатели эффективности деятельности педагога, на основании которых может начисляться стимулирующая часть заработной платы. Они сводятся к следующему перечню:
- достижения детей;
- количество участников проектной деятельности;
- динамика активности успешных детей;
- частотность предъявления проектных работ на интернет-портале
- активность использования СДО, предлагаемого ИРРО для развития компетентности самообразования.
По словам Марина Жигулина, перечень не полон. И в конце работы группы  появилось предложение о создании инициативной группы, которая  бы разработала и предложила на осмысление педагогической общественности те показатели результативности, которые могли бы лечь в основу для стимулирующих выплат.
Во второй части пленума выступила Татьяна Шкота, сотрудник центр «Учебная книга». Она рассказала об образовательном интернет-портале, который разработан в Свердловской области. По словам выступающей, в портале созданы специальные разделы, которые позволяют реализовывать принцип индивидуализации в общем образовании. В следующей части сообщения, в центре внимания были процедуры измерения качества деятельности педагогов. По словам выступающей, переход на новую систему аттестации педагогических работников запланирован на октябрь 2010 года. С этого периода аттестация перейдет из статуса добровольной в статус обязательной. Техническим заданием является разработка системы, способов ее внедрения и регламенты.
По словам Александра Адамского, выступление проявило то, что ключевым понятием в плане новой системы оценки качества образования становится понятие «достижение». Вокруг него завязывается и новая система оплаты труда, и система аттестации педагогов. По результатам обсуждения проявилось несколько первоочередных задач по направлению «Новая система оценки качества образования». В их числе, во-первых, определение инструментов фиксации достижений. Во-вторых, определение, разработка и принятие нормативного акта, позволяющего фиксировать неурочные достижения. В-третьих, перечень итоговых документов выпускника и предложение об изменении правил приема в вузы.  
По мнению участников семинара, таким итоговым документом может стать портфолио выпускника. Однако, по мнению Александра Адамского, портфолио – это журнал достижений, своего рода зачетная книжка. Задача же стоит в разработке аналога диплома. И базовая сложность, которая здесь возникает, связана с тем, что компетентности натурально не фиксируются. Нельзя человеку выдать свидетельство о том или ином уровне развития коммуникативной компетентности. По мнению Владимира Быкова, директора образовательного учреждения Екатеринбурга, вариантом решения этого вопроса может стать приложение к аттестату, в котором внесены все его неурочные достижения. Либо это может быть не фиксация достижения, а фиксация факта участия в чем-либо. Другие варианты ответа на вопрос – задача для региональной стратегической команды.
В следующей части пленума выступил Николай Зуев, начальник финансового управления Министерства образования Свердловской области. Он связывает проблемы, возникшие при реализации направления «Нормативное подушевое финансирование» в Свердловской области с экономическим кризисом. И построение новых эффективных экономических моделей, по его словам, возможно при увеличении объема субвенций как минимум на 10%.
По словам Александра Адамского, в данной ситуации следует не ждать увеличения денежных средств, а менять принцип финансирования. Вариантом решения проблемы может стать введение принципа « деньги в обмен на эффективность». И на увеличение объема денежных средств смогут рассчитывать только те образовательные учреждения, которые демонстрируют реальное качество образования. И здесь возникает техническое задание – подготовка нормативного акта, позволяющего регулировать формирование субвенций, и их доведение до образовательного учреждения.
Проблема, которая выступающим была заявлена, как существенная, касается финансирования сельских малокомплектных школ. По его словам, на сегодняшний день существует необходимость появления отдельного (более высокого) норматива для таких образовательных учреждений. Однако, по словам экспертов сети «Эврика», такой ход будет провоцировать «торговлю бедностью». У школ пропадет стимул улучшать условия, в ситуации, когда плохие условия являются гарантией получения дополнительных средств.
Другим возможным ходом по решению данной проблемы, по мнению Николая Зуева, может стать привязка норматива к количество сотрудников образовательного учреждения. Но ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» не видит перспектив у такого решения. По его словам, зависимость объема средств от штатов – эта то, с чем призвано бороться нормативное подушевое финансирование.
Следующий вопрос, который обсуждался в рамках группы – выведение части функций образовательного учреждения в аутсорсинг. Он, по мнению участников семинара, - реальная перспектива для крупных городов. Для сельских школ и образовательных учреждений небольших городов способов выведения части функций в аутсорсинг  участникам не видятся.
 
Валентина Сажина

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100