Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сообщение Сафарби Шхагапсоева, руководителя КПМО Кабардино-Балкарской Республики




Презентация к выступлению 

Уважаемые участники общественных слушаний!

Уважаемые коллеги!

Прошли почти два года участия системы образования республики в реализации Комплексного проекта модернизации образования. Наверное, не будет преувеличением сказать, что это было напряженное время, насыщенное весьма важными событиями, которые предопределяют направления развития системы образования на многие годы вперед, а вместе с тем условия, в которых работает школа, учитель, учатся наши дети.

Реализация Комплексного проекта модернизации образования была активно поддержана Президентом республики А.Б. Каноковым и эта поддержка, безусловно, стала важнейшим фактором в целом успешной реализации его мероприятий в очень сложное для финансово-экономической системы время.

Уважаемые коллеги, хочу еще раз заявить, что участие Кабардино-Балкарской Республики в реализации комплексного проекта модернизации образования явилось значимым фактором модернизации системы образования республики, приведения ее состояния в соответствие с актуальными и перспективными направлениями развития образования в России.

В этот период в республике осуществлен переход на новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие стимулирование нового качества образования, дифференциацию заработной оплаты педагогов в зависимости от результативности их труда, повышение эффективности использования бюджетных средств. Существенно улучшены условия организации образовательного процесса. Они в большей степени стали отвечать современным требованиям. В системе образования появились механизмы общественного участия в управлении школой, обладающие реальными полномочиями. Школа стала более открытой для общества.

Все эти инновационные преобразования были осуществлены за сравнительно небольшой отрезок времени: всего за два года. И здесь, видимо, будет уместно отметить, что в эти два года оказались впрессованы изменения, которые порой не удается провести в жизнь в течение многих лет.

Далее я более подробно остановлюсь на результатах выполнения КПМО и достигнутых эффектах по каждому из 6 известных вам направлений.

В настоящее время все государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения республики начали получать бюджетные средства на основе принципа нормативного подушевого финансирования (НПФ). Этот процесс стартовал в республике в 2007 году в преддверие нашего вхождения в комплексный проект модернизации образования. Благодаря ему этот процесс приобрел в республике должный динамизм и, не смотря на финансовые проблемы последнего периода, нам удалось обеспечить рост нормативов финансирования.

В 2009 году норматив расходов на одного обучающегося в городской местности составил 13895 рублей, в сельской местности 23401 рубля. За два прошедших года нормативы подушевого финансирования увеличились в 1,3  раза, что существенно выше обязательств республики.

Внедрение нормативно-подушевого финансирования позволило перейти от финансирования учреждений по смете к финансированию образовательных услуг.

Перевод ОУ на НПФ инициировал оптимизацию сети школ, а также внутреннюю оптимизацию штатных расписаний общеобразовательных учреждений, что, в свою очередь, способствовало повышению эффективности бюджетных вложений в систему образования. Этот процесс еще не завершен. Не все потенциальные возможности нового принципа финансирования пока реализованы. Я думаю, что для выхода на нормальный режим применения этих механизмов потребуется еще 2-3 года, в течение которых устоятся алгоритмы бюджетирования, механизмы доведения бюджетных средств до образовательных учреждений.

Хотел бы отметить, что этот процесс затрагивает не только систему образования, но и в значительной степени финансовые власти, муниципальные администрации, большое количество инстанций и специалистов. Словом можно утверждать, что переход на новые финансово-экономические механизмы в системе образования послужил спусковым механизмом и для модернизации организационно-экономических механизмов других областей социальной сферы.

В результате перехода на НПФ средняя наполняемость классов в городской местности по состоянию на сентябрь 2009 года составила 22,3 человек (до запуска КПМО она была 20,6 человека), в сельской местности она выросла до 16,9 человека (в 2006 году – 16,1). Здесь необходимо отметить, что мы стараемся не допускать превышение установленной наполняемости классов в 25 человек.

Введение НПФ повысило финансово-хозяйственную самостоятельность школ. В настоящее время все общеобразовательные учреждения республики ведут самостоятельный бухгалтерский и налоговый учет
Возросшая самостоятельность позволяет руководителям образовательных учреждений более эффективно решать вопросы планирования и ведения хозяйственной деятельности в условиях увеличения их ответственности за её результат. Реализация принципа «деньги следуют за учеником» ведет к тому, что школа становится кровно заинтересована в привлечении большего количества учащихся. В этом смысле каждое образовательное учреждение экономически мотивировано на повышение качества образования, на более полное удовлетворение запросов потребителей и через это улучшение финансового состояния школы, повышение доходов учителей и т.д.

Опыт нормативно-подушевого финансирования мы намерены распространить на учреждения других типов: дополнительного образования детей и взрослых, начального профессионального образования и т.д.

Введение новой системы оплаты труда на территории Кабардино-Балкарской Республики осуществлялось поэтапно. В 2008 году она была введена в 64% общеобразовательных учреждениях в каждом муниципальном образовании. С 1 сентября 2009 года уже все государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения республики перешли на новую систему оплаты труда.

В целом по данному направлению в истекший период удалось актуализировать в сознании образовательного сообщества республики проблематику новой системы оплаты труда, его внутренних мотивационных механизмов, имеющихся рисков и способов их минимизации.

Благодаря ее введению заработная плата работников общеобразовательных учреждений существенно выросла: за три последних года с 4344 рублей в 2006 г. до 9621 рубля в 2009 г.

Рост номинального значения средней зарплаты учителя в 2009 году по отношению к уровню 2006 года составил  221% .

Наиболее существенной проблемой в ходе реализации КПМО по данному направлению является то обстоятельство, что введение новой системы оплаты труда проходило в республике на фоне повышения минимального уровня оплаты труда работников бюджетной сферы (МРОТ), проводившегося по всей стране. Также в 2008 году проведена индексация заработной платы на 15 %. Рост бюджетных расходов в таких объемах, безусловно, является очень трудной задачей, поскольку, как вы понимаете, пропорционального увеличения доходов бюджета не происходит.

В данном контексте сложились серьезные трудности с выполнением наших обязательств как по доле фонда оплаты труда педагогического персонала, так и величине стимулирующих фондов образовательных учреждений, поскольку процессы, о которых говорилось выше привели к росту доли фонда оплаты труда административно-хозяйственного персонала. И если в 2008 г. мы выполнили принятые на себя в рамках КПМО обязательства, то в 2009 г. наши показатели существенно снизились.

На слайде показана ситуация с долей фонда оплаты труда педагогического персонала в общем фонде оплаты труда школ в разрезе муниципальных образований. Запланированного значения в 70% к настоящему времени достигли только Баксанский, Чегемский, Эльбрусский районы и г.Баксан. Средний же показатель по республике составляет по состоянию на сентябрь 64,6%.

В отношении доли стимулирующих фондов в общем фонде оплаты труда школ наиболее успешные по этому показателю Баксанский и Чегемском районы  вышли на значение 22-25%. В наиболее проблемных Эльбрусском, Прохладненском и Лескенсом районах это значение находится в диапазоне 8-9 %. Среднее значение по республике в сентябре месяце составляет16%. 

Мы отчетливо осознаем, что этих сумм недостаточно для полноценного мотивирования учителей и руководителей к более результативному труду. Мы также знаем мнение на этот счет авторитетных экспертов, включая уважаемого Александра Изотовича, о том, что при снижении этого показателя ниже некоторого порогового значения стимулирующий фонд перестает выполнять свое предназначение. Но все же мы считаем, что наличие институционально и нормативно закрепленной возможности для роста стимулирующей части фонда оплаты труда в данный переходный период имеет очень важное значение, как ориентир и стимул к самосовершенствованию деятельности школьных управленческих команд. Ведь наряду с недостаточным уровнем нормативов финансирования среди причин  данной ситуации продолжают присутствовать и факторы, связанные с неоптимальностью  штатных расписаний, структуры фонда оплаты труда образовательных учреждений. Уверен, что в недалекой перспективе мы выйдем на эффективные значения стимулирующих фондов, и они начнут играть подобающую им роль. Мы также продолжим работу в этом направлении совместно с муниципальными образованиями и образовательными учреждениями и предпримем все возможные усилия для того, чтобы выйти на запланированные параметры.

Уважаемые коллеги! Первый опыт применения НСОТ (напомню, что новая система применяется менее года) показывает, что мы постепенно уходим от уравниловки и наметилась устойчивая тенденция повышения доходов тем учителям, которые демонстрируют высокую результативность.
Применение стимулирующих выплат за результативность труда даже при относительно небольших средних значениях по республике уже приводит к довольно заметной дифференциации заработной платы педагогических работников. Это хорошо видно на приведенном слайде.

О развитии сети образовательных учреждений.

Уважаемые коллеги! За годы, предшествующие комплексному проекту модернизации образования с 1998 по 2008 год, контингент учащихся республики по демографическим причинам сократился на 33,6 % (со 149 тыс. уч-ся до 94 тыс. уч-ся). При этом количество школ практически не изменилось. Очевидно, что такое падение контингента обучающихся привело к резкому снижению удельных характеристик системы образования, росту не эффективных расходов. Благодаря комплексному проекту, в республике запущен продуманный и целенаправленный процесс приведения состояния сети учреждений в соответствие с реальными потребностями населения. Те процессы, которые реализуются в настоящее время, должны привести к реальному росту доступности  более качественного образования не зависимо от места жительства учащихся.

Реализованные мероприятия уже позволили довести концентрацию старшеклассников в общеобразовательных учреждениях с 49,7 в 2007 г. до 66,4 в 2009 г. , улучшить целый спектр характеристик системы образования. Эти изменения хорошо видны на слайдах и касаются наполняемости классов, соотношения учитель ученик и т.д.

В соответствии с дорожной картой реализации КПМО во всех муниципальных районах и городских округах созданы рабочие группы общей численностью 65 человек, для которых силами Региональной стратегической команды и привлеченных специалистов проведены 8 республиканских и 13 районных (городских) проектировочных семинаров.

Члены муниципальных стратегических команд подготовлены к разработке муниципальных (городских) программ развития сети образовательных учреждений. В частности были согласованы общие подходы и направления реструктуризации, выработаны единые требования к проведению анализа образовательных систем, намечены основные модели реструктуризации сети ОУ, заданы модельные методики расчета эффективности деятельности ОУ, определены основные риски и угрозы при проведении реструктуризации и т.д. В настоящее время программы развития муниципальных образовательных сетей изданы в серии «Библиотека комплексного проекта модернизации образования в КБР», вы их могла видеть на стендах.

Администрации, педагогические коллективы родительская общественность школ подготовлена к предстоящим структурным изменениям. С этой целью во всех учреждениях, где предполагаются структурные изменения, проведены семинары и собрания.

В основу наших действий в данном направлении положена разработка и утверждение программ развития сетей образовательных учреждений 13 муниципальных районов и городских округов республики. Все программы прошли общественное обсуждение и приняты постановлениями администраций соответствующих муниципальных районов и городских округов. Именно на поддержку этих программ направлены основные инвестиции КПМО.

Таким образом, из полученных республикой в 2008-2009 гг. 314,5 млн. рублей основная часть средств 306,9 млн. руб. (97,6%) направлена в общеобразовательные учреждения республики на повышение качества условий обучения, приведение его в соответствие с современными требованиями.

Распределение средств КПМО утверждены постановлениями правительства республики.

Разработаны и заключены соглашения между Министерством образования и науки КБР и муниципальными и городскими администрациями об условиях предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований на финансовое обеспечение мероприятий комплексного проекта модернизации образования в КБР. На этом этапе также реализован принцип «деньги в обмен на обязательства».

В соответствии с соглашениями профинансированы программы развития сетей образовательных учреждений муниципальных районов и городских округов республики.

В результате реализации мероприятий по данному направлению КПМО: 

- Реорганизованы 40 % образовательных учреждений имеющих статус «Начальная школа–детский сад». При этом освобождены места для дошкольников, что позволило почти в 2 раза уменьшить потребность населенных пунктов в дошкольных местах;

- Пять общеобразовательных учреждений стали подразделениями близлежащих, более успешных школ;

-  9,9 % средних (полных) школ преобразованы в основные школы (в основном это каснулось школ сельской местности). Такое преобразование позволило улучшить условия обучения и организовать профильную подготовку более 450 школьников 10-11 классов;

- Значительно улучшились условия обучения в 40 муниципальных, 23 городских и 5 республиканских образовательных учреждениях. В системе образования республики созданы 17 базовых школ и 10 ресурсных центров.

Все эти изменения существенно повысили доступность качественного образования не зависимо от места жительства.

Необходимо отметить, что в рамках КПМО мы впервые системно поименовали параметры качества условий обучения. Возможно и должно, что перечень этих параметров будет в дальнейшем развиваться. Но даже первоначальная практика нашей работы в данном формате позволила выявить и адресно снимать имеющиеся пробелы в организации и оснащении учебного процесса в образовательных учреждениях республики. Этот подход оказался, на наш взгляд, весьма эффективным, позволил «просветить через своеобразный рентген» ситуацию в образовательных учреждениях, муниципалитетах и системе образования республики и сопоставить их между собой, подвергнуть постоянному мониторингу происходящие  изменения в динамике в зависимости от размера и целевого предназначения вложенных инвестиций. Данные по системе образования республики в муниципальном разрезе представлены на слайдах. Как вы хорошо видите  по республике имеет место довольно пестрая картина. От успешных и высоких результатов в Майском, Эльбрусском и Чегемском районах до практически провальных результатов в г.Прохладном, Урванском и Черекском районах. По не названным муниципальным образованиям пока запланированные обязательства не достигнуты, но уровни отставания таковы, что могут быть до конца текущего года поправлены. С учетом того, что все обязательства городов и районов республики детально просчитаны на стадии планирования в разрезе каждого образовательного учреждения по всем 28 параметрам мониторинга, зафиксированы в соответствующих соглашениях между министерством и главами муниципальных образований, хочу со всей ответственностью заверить, что мы будем строго спрашивать за выполнение обязательств с тех, кто несет за это ответственность. Данная ситуация в ближайшее время будет предметом принципиального рассмотрения.

Возвращаясь к данным мониторинга качества условий обучения в разрезе муниципальных образований хотел бы отметить, что есть ряд проблем, характерных для всей системы образования республики.

В большинстве образовательных учреждений и муниципальных образований наиболее проблемными

остаются показатели:

- «Наличие у учреждения действующей пожарной сигнализации»;

- «Наличие  лицензированного медицинского кабинета;

- «Наличие у учреждения компьютеров из расчета не менее 1 комп. на 25 учащихся»;

- «Наличие оборудованной территории для занятий лёгкой атлетикой по физической культуре»
Данные мониторинга позволили нам оценить в первом приближении прогнозные объемы инвестиций в систему образования с целью ее дальнейшей модернизации в послепроектный период.
Оценка объема этих инвестиций приведена на слайде.

Хочу особо выделить и подчеркнуть, что с 1 сентября 2009 впервые создана и начала свою работу школа старшей ступени обучения в городе Баксане, где сегодня обучаются 286 учащихся 10-11 классов. В оснащение этой школы вложены достаточно серьезные средства КПМО и мы внимательно наблюдаем за этим беспрецедентным опытом в республиканской системе образования и хотели бы, чтобы он был успешным и привлекательным для других муниципальных образований республики. В данной связи хотел бы заверить наших коллег из г.Баксана, что Министерство будет оказывать этому учреждению всестороннюю помощь.

Основными результатами по данному направлению стали:

– разработка и утверждение муниципальных программ развития сети образовательных учреждений;

– создание республиканской нормативно-правовой и инструктивно-методической базы;

- создание муниципальных экспертных команд, способных проектировать изменение сети учреждений образования как постоянную задачу;

- создание основы для оценки необходимых инвестиций на дальнейшую модернизацию системы образования;

– отработка эффективных форм работы с населением, создание переговорных площадок.

Большое внимание уделялось созданию условий по сохранению здоровья школьников, медицинской и профилактической  помощи.

Таким образом, одним из основных результатов КПМО стал существенной рост доли школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса. В настоящее время она возросла до 63,1%.

Говоря о системных эффектах реализации КПМО по данному направлению, необходимо отметить, что:

Повышена доступность качественного образования, в том числе профильного, для учащихся в целом, особенно в сельской местности. За два года реализации КПМО значительно увеличилась доля учащихся 10-11 классов, охваченных профильным обучением.

Получена объективная картина соответствия общеобразовательных учреждений республики современным требованиям, предъявляемым к условиям реализации образовательного процесса.

Региональная система оценки качества образования

В результате реализации комплексного проекта модернизации образования в республике создана организационная основа региональной системы оценки качества образования, которая включает следующие взаимодействующие структуры:

– Департамент по контролю и надзору в сфере образования;

– Центр мониторинга и статистики в образования;

Разработана и утверждена нормативная база, регламентирующая функционирование структур, осуществляющих оценочные и контрольные функции:

- Положение о региональном мониторинге качества образования;

-Положение о республиканской системе контроля качества образования;

- регламент РСОКО;

-административный регламент по предоставлению государственной услуги «Лицензирование образовательной деятельности».

Создана и находится в стадии внедрения компьютерная система сбора, передачи, обработки и хранения данных по показателям качества образования.

В рамках реализации данного направления за истекший период удалось:

- создать базу данных, позволяющую делать любую выборку и с разных точек зрения анализировать состояние региональной системы образования, оценивать происходящие в ней процессы, делать обоснованные прогнозы и принимать управленческие решения по ее дальнейшему развитию;

- систематизировать накопленную информацию об уровне обученности выпускников по отдельным предметам по годам, в разрезе районов, городов, образовательных учреждений, по типам и видам учреждений, по учебно-методическим комплектам, обеспечивающим преподавание того или иного предмета, профилям обучения, по учителям (в соответствии со стажем, квалификацией, образованием) и т.д.;

- провести обучающие семинары для целевых групп, участвующих в отработке РСОКО.

Разработаны показатели и критерии оценки качества образования, шкалы уровней достижения каждого критерия, соответствующего инструментария и технологии оценивания.

В результате реализации мероприятий по формированию региональной системы оценки качества образования получены следующие эффекты:

- формируется понимание результативности образования, выходящее за рамки знаниевой парадигмы;

- расширяется практика независимого оценивания результатов обучения на всех ступенях общего образования;

- расширяется практика участия представителей гражданских институтов и в аттестационных и оценочных процедурах на всех уровнях;
- общественные институты, родители, учащиеся и органы управления получили объективную информацию о качестве предоставляемых образовательных услуг;
- внедряется новая система аттестации педагогических и руководящих работников;
- система оценки качества образования становится основой для управления и финансирования по результатам.

Также хотел бы отметить, что наиболее значимыми проблемами, возникающим в ходе формирования РСОКО можно отнести:

- отсутствие валидных технологий оценивания степени сформированности ключевых  компетентностей у выпускников. 

- отсутствие практики привлечения общественно-гражданских институтов к управлению качеством образования и его оценке на разных уровнях;

- противоречивость подходов к оценке знаний, умений и компетентностей  выпускников со стороны школы, вуза, родителей, общественности.

Одним из результатов КПМО в республике является переход на новую систему аттестации учителей. К настоящему времени создана её нормативно-правовая база. Она апробирована в ходе аттестационной компании 2008 г. Особенностью применяемой модели аттестации является также компьютерное тестирование аттестуемых на предмет владения ими базовыми компетенциями в области ИКТ, построенное на деятельностной основе.

Формирование государственно-общественной системы управления образованием.

По данному направлению за истекший период реализации КПМО сформирована необходимая нормативно-правовая база, регулирующая различные стороны участия государственно-общественных органов в управлении образованием.

Во всех муниципальных районах и городских округах состоялись публичные обсуждения КПМО, в которых приняли участие педагогические коллективы, представители органов местного самоуправления, родительской общественности, учащихся, СМИ. Участники семинаров разработали дорожную карту реализации данного направления в муниципальном районе (городском округе). Модуль «Государственно-общественное управление ОУ» включен в программы курсовой подготовки разных категорий работников образования в ИПК и ПРО КБГУ.

Представители общественности в составе экспертных комиссий приняли участие в оценке материалов и очных презентаций общеобразовательных учреждений и учителей, участвовавших в конкурсах ПНПО.

Особое внимание уделяется вопросам повышения квалификации различных категорий работников по проблематике КПМО. Разработана концепция повышения квалификации управленческих кадров. В плановые курсы повышения квалификации работников образования включены модули по тематике КПМО.
В ходе проводимых обучающих семинаров и курсов повышения квалификации в профессиональных установках большого числа представителей образовательного сообщества изменяется отношение к проблематике КПМО, сути вводимых новаций, собственная позиция участников проекта.

В целом по итогам работы в рамках КПМО в текущем году хочу еще раз подчеркнуть, что участие в проекте существенным образом изменило атмосферу в системе образования республики. Если раньше приходилось сталкиваться с отстраненным пассивным восприятием модернизационных процессов, то благодаря участию в КПМО проявилось заинтересованное, активное и осознанное восприятие проводимых мероприятий у большей части профессионального сообщества республики.

Реализация КПМО инициировала участие общественности в управлении образовательными учреждениями и системами образования, позволила сформировать прозрачные для общества механизмы управления образованием и образовательными учреждениями. Его основными эффектами стали:

- преодоление существовавшего ранее отчуждения школы от общества, привлечение общественных институтов в лице управляющих советов школ и общественных органов при органах управления образованием к оценке и стимулированию качества образования;

- повышение открытости системы образования;

- и, наконец, рост гражданского самосознания родителей, повышение их внимания к проблемам образования.

Благодаря комплексному проекту была разработана и утверждена нормативно-правовая база, регламентирующая участие общественности в управлении образованием на всех уровнях (от республиканского до школьного).

Во всех школах (100%) созданы органы государственно-общественного управления, обладающие комплексом полномочий, в том числе по участию в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

При главах в муниципальных образованиях созданы общественные советы по образованию, обладающие в том числе полномочиями в распределении стимулирующей части фонда оплаты руководителей образовательных учреждений, а также полномочиями по согласованию муниципальных программ развития образования.

Как уже было сказано, общественные наблюдатели принимают активное участие в проведении единого государственного экзамена, а так же лицензионной экспертизы образовательных учреждений и их государственной аккредитации.

Таким образом, комплексный проект модернизации сыграл ключевую роль в развитии системы образования республики.

В отрасли запущены системные изменения, которые уже сегодня дают положительные результаты и эффекты. Мы полагаем, что этот процесс будет продолжаться, и результативность его усиливаться.

Если посмотреть на ситуацию шире, то участие системы образования республики в КПМО является одним из важных условий реализации Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2022 года, в которой обозначено формирование нового имиджа КБР как успешно развивающегося, надежного и безопасного для проживания и отдыха региона России, региона России с высоким уровнем качества человеческого потенциала.

Поэтому Президент нашей республики А.Б. Каноков, правительство и Парламент рассматривают участие в КПМО как  уникальный шанс и серьезный ресурс для того, чтобы привести состояние системы образования республики в соответствие с требованиями ХХI века.

 

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100