Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сообщение Владимира Бацына




Презентация к сообщению Владимира Бацына 

Владимир Бацын выстроил свое сообщение в режиме диалога, как попытку обменяться мнениями по поводу ключевого вопроса любой образовательной политики: "Чей заказ осуществляет система образования?"


Важно понимать, что собственных целей у неё нет и быть не может. В любой стране она реализует чью-то волю, она всего лишь инструмент. Ее программа деятельности подчинена некоторому внешнем поручению. Следовательно, важно обозначить, каков тот круг людей, который определяет образовательную политику.

Сегодня возникает вопрос о том, кто кроме государства присутствует за «столом» образовательной политики? Должны быть механизмы выявления, предъявления, согласования ряда интересов, выявления результирующего курса, предъявления результатов, коррекции их, постановки новых задач и т.д. Если такой механизм работает, он прозрачен, тогда руководство государства и другие заказчики образовательных услуг понимают, как реализуется образование, если такого механизма нет, то нет и образовательной политики. Результат может оказаться неожиданным для всех участников, т.к. складывается из разнонаправленных сил, без общей предвидимой результирующей.

В связи с этим, важно понять - в чьих интересах осуществляется КПМО? Как соотносятся все субъекты образовательной политики в сегодняшней ситуации?
Основной тезис лекции - главным игроком, интересы которого должны преследоваться, является ученик. Ничьи иные интересы не являются превалирующими. То, что сегодня мы считаем безусловно ценным знанием и на 15% может не сохранить своей актуальности через 10 лет.


Что такое качество образования? Педагогическое сообщество оказалось бессильным в сфере оценки эффективности собственной деятельности. Образование не может быть ценно само по себе. «Эффективность образования измеряется эффективностью людей его получивших». В таком случае нужно ответить на вопрос что значит эффективность человека? Мы оказываемся в ситуации, когда инвариантный ряд эффективностей достаточно разнообразен. Один вариант - создать единое для всех ядро, другой - раскрыть все возможности данные каждому человеку. В зависимости от ответа на этот вопрос могут быть выстроены две различные системы образования. Одна подразумевает то, что образование это сокровище, а не капитал, который нужно и должно пустить в оборот, получив новую прибавочную стоимость.


Мы существуем в мире, в котором можно себя реализовать посредством культурно-исторического и социального контекста конкретного общества. Но в Росси нет ценности персонального богатства, достижительности, индивидуальной успешности. Критика идея достижительности звучит и из уст нашего патриарха, т.к. это противоречит идей соборности. В этом проблема нашего культурного самоопределения. Если мы примем идею о том, что 21 век - век конкурентоспособности соревновательности - это одна образовательная система, если мы считаем, что путь России иной (как, например, в Японии), то и политика должна быть иной. К сожалению, у нас минул тот исторический момент, когда Россия могла пойти по «пути Японии», и вернуться в него не представляется возможным. Так что, мы или сознательно идентифицируем себя с европейской цивилизацией или ищем свой новый индивидуальный путь. Тут, с одной стороны важно убедиться, что это именно свой путь, но с другой - ни одного внятного варианта пока не предложено, в том числе и в сфере образования.


Всю проблематику сегодняшнего обсуждения качества образования создал Ян Амос Коменский, который был протестантским епископом. Это важно понимать, т.к. до сих пор мы продолжатели его системы образования, созданной в 17 веке. Эта система одновременно задала линии и традиционной и протестантской школы в зависимости от того, каким содержанием наполняется основная рамка. Коменский нашел систему адекватную вызовам буржуазной капиталистической эпохи. За основу взята капиталистическая мануфактура, в которую ученики помещаются как сырьё. На выходе получаются выпускники, заточенные под заданный стандарт, способные занимать места в мануфактурном образе жизни. Дело в том, что в системе Коменского есть еще одна важная вещь, которая помогает понять важное противоречие того времени: религиозная подоплека. Имеется в виду высочайшая христианская ценность - любовь к ближнему, творение добра. Важнейший из добрых поступков - милость. Нищий не может быть благотворителем, следовательно, не может совершать богоугодные поступки. «Простой» ход заключается в том, что личный успех, позволяющий стать богатым - богоугоден. «Если ты будешь делить своим богатством - угоден богу, индивидуально можешь спастись». Дело лишь в том, что это находится в противоречии с православной традицией. Индивидуальное спасение отвергается русской православной церковью. Если мы считаем, что индивидуальный успех может быть объявлен образовательной целью - это ведет к выстраиванию образовательной системы одного типа, если нет - то другой. Как именно должна выглядеть это другая система - ответа пока нет, но явно, что она должна быть принципиально иной.


Всемирный рынок труда – единственное пространство, где определяется качество человека. Имеет значение вся совокупность человеческой природы, а не только профессиональные навыки.
Повышение капитализации и ликвидности образования. Чем я ценен? для кого  я ценен? в этих вопросах находится зародыш нашего предстоящего разговора.

Идеология качества образования заключается в поддерживании спонтанного и, наш взгляд, порой не мотивированных интересов ребенка. Важно дать ребенку возможность войти в контакт с самим собой по поводу собственной деятельности. Важно дать ему богатый опыт общения с миром. Реакция ребенка на эти общения, проявление им интереса, ощущение успешности - это та платформа, опора на которую может стать основой современного понимания качества образования. Диалог человека с собой и окружающим миром - основа нового качества образования. В этом случае ребенок становится единственным индикатором качества образования. Необходимо провоцировать создание системы, при которой ребенок начинает требовать образование, если этого нет, то наши выпускники не знают, что им интересно, где стержень их личности, что является их индивидуальностью? Именно такого рода рефлексия дает человеку возможность задуматься о том, какого качества жизнь он хочет вести.

Если мы осмыслим свою деятельность как проект, подтолкнем детей к осознанию себя как проекта, значит наше образование эффективно. Их (детский) проект может возникнуть только благодаря тому, что мы создаем условия для его реализации.
Еще одной важной задачей видится необходимость научиться фиксировать эффективность, достижения наших детей.


Информационно-аналитическая группа


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100