Презентация к сообщению
Роман Селюков, заместитель директора ИПОП «Эврика» выступил с докладом «Эффекты
и результаты КПМО. Стратегия регионального развития системы образования России».
Была проанализирована эффективность новых экономических механизмов в сфере образования: - нормативно-подушевое
финансирование; - новую систему оплаты труда.
Роман Селюков сделал акцент на базовых характеристиках экономических механизмов: - повышение
финансово-хозяйственной самостоятельности и ответственности образовательных учреждений. Проявлением данного механизма является
самостоятельность в формировании штатного расписания, определение различных элементов распределения фонда оплаты труда; - инициация
процессов саморегулирования, например, саморегулирование сети образовательных учреждений. Речь идет не о волюнтаристских решениях
закрытия неэффективных образовательных учреждений, а о планомерной работе в течение многих лет по выравниванию возможностей
эффективных школ; - передача общественным советам опосредованных полномочий в сфере экономики образования. Погружение
общественности в экономическую составляющую развития системы образования. Общественность должна понимать в чем качество образования,
заказывать более качественные образовательные услуги.
Роман Селюков подчеркнул, что КПМО в Псковской области – управленческий проект, двигателем
которого являлся административный ресурс. Перспектива – отход от включения этого ресурса. Вариантом решения проблемы
является привязка норматива к финансово-экономическим показателям развития региона. Среди других проблем он назвал невозможность
реинвестирования освобождающихся средств в систему образования; необходимость пересмотра величины и структуры учебных расходов,
влияние квалификации учителя на размер его заработной платы.
Роман Селюков поставил ряд дискуссионных вопросов. В частности, каким должен быть финансовый
норматив в регионе: единый норматив или дифференциация нормативов с учетом условий конкретной школы. Основание – дифференциация
не должна снижать эффективность расходования средств в системе образования.
Лектор обратил внимание, что необходимо учитывать не только микро, но и макропоказатели в процессе
модернизации системы образования, например, регулирование соотношения педагогических и иных работников образовательных
учреждений через внедрение новых экономических механизмов. Вариант решения проблемы – выведение за штат непедагогических
работников за счет заказа услуг у сторонних организаций.
Эффекты НПФ и НСОТ тоже важны. Они позволяют успешно позиционировать результаты КПМО и
развития самой системы образования. На них будет выстраиваться стратегия на 2012 год. Есть эффективные модели в разных регионах.
Их нужно изучать и разрабатывать на опыте свои нормативные акты и модели.
В заключении Роман Селюков обозначил техническое задание для работы групп: сформулировать
эффекты системы образования к 2012 году; под каждый эффект должен быть разработан перечень мероприятий, индикаторы и результаты
мероприятий; объемы средств и источники средств (региональные, муниципальные и федеральные). Регионы, участвующие в КПМО,
будут пилотными для реализации президентской инициативы «Наша новая школа».
Информационно-аналитическая группа
|