Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Сообщение Наталии Шерри, министра образования Калининградской области




Презентация к выступлению 

Уважаемые коллеги, гости нашего региона, эксперты!

Основная цель комплексных проектов модернизации образования - предоставить всем школьникам независимо от места жительства возможность получить качественное общее образование (так заявлено на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации).

Мы рассматривали КПМО как возможность создать в региональной системе образования новые организационно-экономические механизмы, направленные на повышение качества образования.

Именно с этой точки зрения мы будем сегодня анализировать результаты и эффекты КПМО.  

Я не буду подробно останавливаться на показателях результативности КПМО.

Прежде всего, потому, что оператором КПМО создан сайт, с помощью которого ведется мониторинг результативности проекта с уровня школы.

Житель любого региона может свободно зайти и посмотреть показатели результативности в разрезе школы, муниципального образования, соотнести показатели в разных субъектах Российской Федерации.

На наш взгляд электронный мониторинг должен продолжаться (и расширяться) после завершения проекта, так как:

1. Он способствует открытости и прозрачности системы образования для любого гражданина.

2. Позволяет принимать управленческие решения для повышения эффективности на разных уровнях (от
управляющего совета образовательного учреждения до губернатора субъекта РФ, руководителя федерального органа власти).

3. Позволяет снизить бумажный документооборот при условии закрепления ответственности руководителя за данные, внесенные в базу электронного мониторинга.

4. Повышает ответственность руководителя ОУ и предоставляет возможность дистанционного контроля.

Так, сегодня любой регион из числа участников КПМО (как и любая школа внутри региона) может проанализировать, в каких субъектах (образовательных учреждениях) какие аспекты можно и нужно изучать для повышения эффективности своей системы. 

Позвольте остановиться на основных направлениях КПМО в разрезе особенностей их реализации в Калининградской области и предстоящих задач.

Первое и ключевое направление КПМО – нормативное подушевое финансирование.

Особенности:

• Доведение норматива до уровня образовательного учреждения с ежемесячной корректировкой объема средств по количеству учащихся;

• Включение в норматив расходов областного бюджета (ФОТ + учебные расходы) и расходов местных бюджетов (коммунальные платежи и текущий ремонт);

• Возможность передвижки средств с ФОТ на УР (и наоборот) при согласовании с органом государственно-общественного управления;

• Введение региональных стимулирующих коэффициентов:

- на использование интерактивного оборудования;

- на организацию внеурочной (!) педагогической работы;

- на организацию дополнительного образования для детей из малообеспеченных семей).

Задачи:

1. Изменение методики расчета норматива (нам интересна предложенная экспертами «Эврики» модельная методика, основанная на том, что уровень зарплаты учителей должен быть на уровне средней по экономике региона заработной платы).

2. Включение в норматив расходов на повышение квалификации учителей.

Новая система оплаты труда

Особенности:

1. Отмена тарифной сетки для учреждений, которые финансируются по нормативу;

2. Разработка региональных рекомендаций по системе оплаты труда;

3. Самостоятельность образовательных учреждений при утверждении системы оплаты труда.

Задачи:

Обобщение созданных образовательными учреждениями  систем в части учета внеурочной занятости и разработка региональных рекомендаций.

Один из значимых фактов КПМО – результат соотнесения роста средней заработной платы учителей с ростом норматива (в части фонда оплаты труда).

У системы образования много внутренних резервов для повышения уровня оплаты труда.

По итогам 2008 года сумма неэффективных расходов в системе, в большей части по причине неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами прочего персонала (административно-управленческий персонал, учебно-вспомогательный и младший обслуживающий персонал, педагогические работники, не осуществляющие учебный процесс) составила  более 800 млн. руб., что позволяет поднять заработную плату учителей на 7 тыс. руб. ежемесячно. Поэтому был приостановлен рост норматива.

При повышении эффективности управления образовательным учреждением заработная плата растет быстрее норматива. У нас в регионе все образовательные учреждения финансируются по единому нормативу. Муниципалитет не имеет возможности перераспределять средства. Однако уровень средней заработной платы в разных муниципальных образованиях – разный (с разницей до 50%).

Фактически эффективность управления и муниципальным образованием, и образовательным учреждением (и региональной системой образования)  влияют на обеспеченность учителей того или иного муниципалитета.

Региональная система оценки качества образования 

Мы перешли к реализации принципа – «Деньги взамен на эффективность». И, как следствие, создание в области Фонда стимулирования качества образования.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года № 1313-р проведен мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Калининградской области.

Выделен региональный фонд для стимулирования муниципальных образований, показывающих высокую эффективность.

Развитие сети образовательных учреждений

Особенности:

1. Уход от централизованных закупок;

2. Конкурсный принцип поддержки проектов ОУ –  деньги в обмен на обязательства.

Задачи:

1. Продолжение реализации конкурсного принципа выделения средств;

2. Создание сети автономных общеобразовательных учреждений;

3. Расширение сети школ старшей ступени, обеспечивающих возможность построения индивидуальной образовательной программы;

4. Создание сети экспериментальных площадок по введению стандартов второго поколения СУПЕРШИК (Наша новая школа);

5. Развитие разных форм дистанционного образования.

Следующее направление - расширение общественного участия в управлении образованием

Особенности:

1. Наделение органов государственно-общественного управления реальными полномочиями:

- перераспределение средств с фонда оплаты труда (ФОТ) на учебные расходы (и наоборот);

- согласование распределения стимулирующих выплат;

2. Создание переговорных площадок (телевизионная передача (в 2007 году победитель в номинации «Открытие года»), «Классная газета», публичные доклады на разных уровнях);

3. АСИШ – ассоциация сельских инновационных школ – новая форма сетевого взаимодействия и общественного объединения.

Задачи:

1. Повышение правовой культуры родителей в части использования своих прав в сфере образования;

2. Создание новой переговорной площадки - электронная образовательная среда: родители – учащиеся – учителя - администрация.

Основные эффекты КПМО

Уход от формирования расходов бюджета отрасли по «затратному принципу» и финансового обеспечения «по наличию учреждений» к оплате конкретных образовательных услуг с учетом их объема и качества.
Изменение управленческой мотивации директоров школ:

1) четкое понимание пределов финансовых возможностей и самостоятельности  в распределении финансовых средств;

2) возможность эффективного среднесрочного планирования развития школы;  

3) заинтересованность в поиске «внутренних резервов» и минимизации неэффективных расходов;

4) заинтересованность в приведении трудовых ресурсов в соответствие с потребностями, совершенствовании организации учебного процесса (пересмотра наполняемости классов, снижения учебной нагрузки и т.п.);

5) формирование управленческой культуры современного типа,  ориентированной на работу в конкурентных условиях.

Главный эффект КПМО – трансляция отработанных механизмов в другие сферы образования.

Более того, мы понимаем, что если этого не будет сделано, то КПМО и в сфере общего образования не покажет всей своей результативности.

Один и тот же механизм КПМО работает в разных системах по-разному.

Единственным таким условием сегодня может стать создание и развитие рынка дошкольных образовательных услуг.

Для этого нужно предпринять определенные шаги:

- создать конкурентную среду в системе дошкольного образования;

- создать условия для быстрой окупаемости частных инвестиций в данную область;

- расширить спектр альтернативных форм предоставления дошкольной образовательной услуги,

- отпустить цены на содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Это позволит, во-первых, привлечь в сферу дошкольного образования частные инвестиции и расширит спектр предложений в сфере дошкольного образования.

Следующий шаг: необходимо внедрить разработанные нами экономические механизмы, при которых у муниципальных районов и городских округов появится заинтересованность в расширении сети дошкольных образовательных учреждений.

Одним из таких механизмов мы видим для себя региональную поддержку муниципальных образований путем софинансирования норматива на оказание услуги дошкольного образования из средств областного бюджета. Поддержку для тех, кто ввел нормативное финансирование и осуществил переход в автономное учреждение. Мы должны гарантировать инвесторам возмещение части затрат на образовательную услугу в виде выплаты норматива на ребенка.

В Калининградской области на уровне региона разработан стандарт  качества на услугу дошкольного образования, в котором мы разделяем обязательную образовательную услугу от дополнительной услуги по содержанию детей.

Стандарт по аналогии с требованиями федерального закона «Об образовании» устанавливает требования к программам, условиям и результатам реализации дошкольных образовательных программ.

И наконец, система повышения квалификации.

Мы многое сделали, отдельные элементы апробированы.

Необходимо комплексно изменить подход к системе повышения квалификации:

1. Создание конкурентной среды;

2. Построение индивидуальной образовательной траектории педагогом самостоятельно (модульное обучение);

3. Внешняя процедура аттестации (квалификационный экзамен);

Институт меняет роль и функции. Институт – оператор повышения квалификации.

КПМО не может просто закончиться, он будет продолжаться. Мы инициируем новый проект.

 

Соб.инф.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100