СОКО, итоги
Внеучебные достижения шк. 66
СОКО, шк№6
Квалитативный подход
14 октября 2009 года на базе Института развития образования Ивановской области проводился
семинар на тему «Эффективность региональных систем оценки качества образования, кадровая модернизация общего образования»
Координаторы: начальник управления лицензирования, аккредитации,
оценки качества, надзора и контроля - Пигута Владимир, директор учебно-методического центра информатизации и оценки качества
образования Грушанская Екатерина.
Семинар открыл Роман Селюков, обозначив основные темы и задачи семинара. Были предоставлены
материалы по итогам КПМО за 2007-2009 года. С этим докладом о результатах и эффектах выступила Екатерина Грушанская. Она отметила
цель РСОКО: создание эффективной региональной системы получения и распространения достоверной информации о состоянии
качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень. Достижения указанной цели рассматривается
в рамках следующих стратегических задач РСОКО: • формирование единого концептуально-методологического понимания
проблем качества образования и подходов к его измерению; • информационное, аналитическое и экспертное обеспечение
мониторинга областной системы образования; • разработка единой информационно-технологической платформы системы
оценки качества образования;
Были озвучены результаты: эффекты реализации КПМО в Ивановской области за три года: -Создание
региональной, муниципальных и внутришкольных систем оценки качества образования -Анализ возможностей получения качественных
услуг в сфере образования -Оценка качества предоставляемых образовательных услуг -Формирование единых команд по реализации
приоритетных направлений модернизации образования -Участие общественности в проведении оценочных процедур. -Введение
независимой оценки итоговых и промежуточных учебных достижений выпускников школы -Введение оценки уровня сформированности
предметных компетентностей учащихся общеобразовательной школы -Организация независимой оценки учебных достижений учащихся
при проведении аккредитации образовательных учреждений.
Был подведен итог и результаты внедрения ЕГЭ, ГИА, государственной аккредитации образовательных
учреждений. В докладе говорилось об уровнях оценки качества образования (интеграция, стандартизация средств и способов
оценки образования; информирование и привлечение общественности к аккредитации учебных заведений) и о необходимости дальнейшего
развития эффектов КПМО.
В качестве примера была представлена школа №66. В нормативно-правовую базу школы входят
несколько документов, среди них: « Положение об оценке качества и учета внеучебных достижений», «Положение
о системе оценки качества образования», «Положение о портфолио», «Положение о формировании профильных
классов», «Положение о блоке дополнительного образования» и другие. В докладе было выделено несколько
видов внеучебных достижений: участие в олимпиадах, конкурсах; участие в проектной деятельности; участие в культурно- массовых
мероприятиях; участие в художественной деятельности; участие в спортивной деятельности и т.д.
В школах развита система формирования портфолио. Существует несколько его видов: портфолио
учащихся, класса, учителя, школы. На основе портфолио формируется команды для участия в различных олимпиадах и конкурсах,
также проводятся итоговые конкурсы «Лучший класс». Динамика конкурсной активности учащихся в последние годы постоянно
повышается. В 2008-2009 годах наблюдается самый большой уровень конкурсной активности педагогов. Также в последние годы достигнут
самый высокий уровень качества знаний учащихся. Участниками секции обсуждался компетентностный подход. В основу системы
оценки развития ребенка положен и процесс интериоризации, когда внешний опыт из стадии понимания переходит во внутренний опыт,
поэтому определены два условных уровня (ЗБР и ЗАР): 1 уровень (ЗБР), когда ребенок воспроизводит те или иные действия,
понимает, что он делает; 2 уровень (ЗАР), когда ребенок применяет то, что он умеет. А также, качество педагогического
процесса: • предусматривает новую роль педагога, как режиссера совместной деятельности и предполагает реализацию
следующих функций: • прогнозирование, проектирование и конструирование педагогического процесса; •
объективную диагностику педагогического результата; • осуществление преемственных связей между наукой и практикой;
• выстраивание перспективы развития каждого ребенка на основе диагностики
Далее участники семинара были разбиты на микро-группы, и им было предложено разработать
основные мероприятия и эффекты по дальнейшему развитию системы образования и реализации КПМО.
В конце семинара были сформулированы предполагаемые результаты РСОКО: • формирование
единого образовательного пространства; • обеспечение конкуретноспособности, социальной успешности выпускника
образовательных учреждений, обладающего компетентностями, позволяющими легко адаптироваться в современном обществе; • повышение
уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования,
трудоустройству); • ориентация системы образования на существующие потребности рынка труда; • обеспечение
гибкости системы образования при своевременном реагировании на изменяющийся характер запросов; • принятие обоснованных
управленческих решений в сфере образования, повышение управляемости и мобильности в развитии образовательных систем, прогнозирование
развития образовательных учреждений.
Разработаны следующие эффекты модернизации региональной системы образования: 2010-2012 г.г.
Приобретение и разработка контрольно-измерительных материалов по предметам для внедрения новой формы оценки учебных достижений
выпускников начальной школы 2010-2012 г.г. Разработка контрольно-измерительных материалов по предметам для подготовки
выпускников 11 классов к ЕГЭ, выпускников 9 классов к новой форме итоговой аттестации выпускников основной школы 2011-2012
г.г. Разработка КИМов по профессиональной подготовке выпускников НПО 2010-2012 г.г. Разработка, апробация, корректировка
и внедрение показателей и индикаторов для формирования системы оценки качества учреждений дополнительного образования, дошкольных
учреждений, учреждений НПО 2010-2012 г.г. Проведение социологических исследований для осуществления обратной связи с потребителями
образовательных услуг 2010-2012 г.г. Сбор и мониторинг показателей в рамках функционирования системы оценки качества образования
Ивановской области 2010-2011 г.г. Разработка, апробация и внедрение инструментария для использования показателей
системы ОК в практике управления 2010 г. Приобретение инструментария и диагностических материалов по изучению готовности
дошкольников к обучению в школе на основе компетентностного подхода Апробация и внедрение. 2010-2011 г.г. Разработка,
апробация и внедрение технологии оценки предметных компетенций учащихся в соответствии с новыми образовательными стандартами
2011-2012 г.г. Разработка, апробация и внедрение технологии оценки надпредметных навыков и компетенций учащихся.
Ладыженская Виктория, Ненашев Константин,
аналитическая группа Ивановской области.
|