11 октября в санаторно-оздоровительном комплексе «Вятичи» прошло заседание проектной
группы «Эффективность расширения общественного участия в управлении образованием" (координатор Т.Н.Фильчагина, эксперт
ИПОП «Эврика»). В работе групп приняли участие руководители и специалисты органов управления образованием регионального
и муниципального уровней, муниципальных методических служб, руководители образовательных учреждений области, представители
общественности и профсоюзных организаций.
Татьяна Николаевна Фильчагина обозначила направления работы и предложила
организовать работу в микрогруппах по каждому из эффектов, выявленных накануне: - повышение открытости системы образования, -
рост интереса и активности родителей, обучающихся, представителей общественности к участию в управлении образованием, -
формирование механизмов для выявления и формулирования общественного заказа образованию.
Каждая микрогруппа выявила
подэффекты, обсудила индикаторы, позволяющие оценить их, предложила систему мероприятий и определила желаемые результаты.
Наиболее сложным этапом работы оказалось определение индикаторов, поскольку они должны быть конкретными, измеримыми, реально
достижимыми. Участники семинара пришли к общему мнению: необходимо изучать эффективный опыт и использовать его при разработке
программы дальнейшей деятельности по КПМО.
Были выделены следующие подэффекты: − рост открытости
ОУ за счет усилий самого ОУ; − поворот СМИ к глубокому содержательному освещению проблем развития образования
(снижение доли публикаций низкого качества, − превращение медийного пространства в общественную площадку);
− развитие института общественных эффектов (количество экспертов,прошедших специальную подготовку); − развитие
общественного участия принятия решений на всех уровнях (доля ОУ в которых члены совета привлечены к подготовке программы развития);
− повышение активности интереса родителей и общественности к образованию; перевод интереса общества к управлению
образованием; − участие родителей и общественности в управлении.
Относительно выделенных подэффектов были запланированы следующие мероприятия:
− мониторинг (соц.опрос) среди родителей; − конкурс школьных сайтов и публичных докладов на
муниципальном, региональном и федеральных уровнях; − освящение деятельности Управляющих советов через СМИ,
публичные доклады, школьные сайты, выступления на муниципальных и региональных родительских собраниях; − проведение
презентации лицензирования с участием общественных экспертов; включение в состав комиссии представителей общественности; − изучение
общественного заказа на основе единой региональной программы мониторинга; подготовка и обучение экспертов; − включение
членов УС в состав рабочей группы по разработке программы; − информирование через средства СМИ, родительские
собрания, работа с локальными группами; − распространения положительного опыта, в том числе через СМИ; создание
структуры взаимодействия УС-образование (в т.ч. групп оперативного реагирования); − организация и формирование
бюджетного фонда ОУ; − участие в учебно-воспитательном процессе (на личностном уровне); − комерциализация
ОУ; разработка и распространение методических рекомендаций, пособий, сборников.
В качестве планируемых результатов мероприятий были заявлены следующие:
− повышение информированности общественности; − увеличение численности обучающихся в ОУ; − повышение
престижа эффективно работающих школ; − повышение статуса школ; − рост численности детей в школах;
− вхождение независимых экспертов в состав комиссии по аккредитации и лицензированию; − единая
региональная программа мониторинга общественного образования; − программа развития, согласованная органом ГОУ; − разработка
и принятие соответствующих нормативных документов.
Итогом активной работы микрогрупп стала таблица, представляющая положительные эффекты по
общественному участию в управлении образованием и формировании новых представлений о качестве образования.
Информационно-аналитическая
группа
|