11 октября 2009г., во второй день экспертно-аналитического семинара в Калужской области
состоялось заседание экспертной группы «Эффективность новых организационно-экономических механизмов, внедряемых в рамках
КПМО (НПФ и НСОТ)» (координатор Р.В.Селюков, зам.директора ИПОП «Эврика»), где обсуждались конкретные шаги,
некие мероприятия по усилению эффектов реализации комплексного проекта модернизации на территории Калужской области на период
2010-2012 годов.
На заседании группы ведущим было предложено вновь разделиться на группы и сделать попытку
наметить направления, разобрать выделенные вчера эффекты и под них продумать мероприятия, на реализацию и усиление которых
Калужской области могли бы быть выделены деньги.
Р.В.Петров, директор школы и участник семинара предложил повышение
качества образования главным и основным эффектом. Во время дискуссии стало понятно, что если в качестве индикатора этого эффекта
принять результаты детей, изменение их результатов, то требуется целый комплекс мер. Существующий показатель результативности
обучения — ЕГЭ, очевидно, не объективен, и тогда возникает потребность в разработке системы оценки индивидуальных достижений
учащихся. И это порождает финансово-экономическую проблематику, поскольку если под эффективностью обучения понимать не только
усвоение ЗУНов, а, к примеру, овладение некоторым набором компетентностей — то сразу возникает потребность в нормативах,
а также службах, которые могли бы проводить мероприятия по отслеживанию, проделыванию определенных срезов, для
оценивания детей, педагогов, а также образовательных учреждений.
Перспективное планирование, выстраивание серьезной
перспективы влечет появление неБУПповских оснований в расчете величины норматива. И здесь наглядна прямая связь с системой
оплаты труда. Сейчас трудно учесть успешность деятельности учителя, не направленной на ЗУНы. К примеру, существуют педагоги,
которые работают во вторую половину дня, ориентируясь на неучебную успешность учащихся - пока без особых поощрений.
По
мнению участников семинара, очень важно увеличить в 2010-2012 годах заработную плату всех работников школы. Реализовать это
можно следующими мероприятиями: во-первых, добиться полного и окончательного перехода на НСОТ, разработать все нормативно-правовые
акты, осуществить модернизацию школы и оптимизацию расходов, в том числе и кадровую, следить за доведением наполняемости классов
до нормативных, удалять на муниципальном уровне сотрудников, не обеспечивающих и не поддерживающих образование.
Тогда,
проведя дифференциацию оплаты труда педагогов, в том числе через финансирование программ развития, создав условия, чтобы деньги,
появившиеся у муниципалитетов после проведения действий по оптимизации расходов, муниципалитет мог направлять на образовательные
нужды, можно достигнуть эффектов повышения качества образования, минимальной текучести кадров, а также омоложения педагогических
кадров — привлечения молодых специалистов.
Эти шаги, наряду с мероприятиями по формированию регионального фонда
поддержки лидеров, разработке показателей эффективности муниципалитетов и образовательных учреждений, определению механизмов
финансирования, регламентированию распределения средств из регионального фонда приведет к повышению качества образования.
В конце семинара, Роман Селюков подчеркнул, что с введением новых образовательных стандартов форсируется реализация
президентской инициативы «Наша новая школа». Шансы получить наибольшую поддержку у 31 регион, которые уже работали
в этом направлении, выше. И так как уже сегодня понятно, что планируемое финансирование будет не равномерно, задача наиболее
амбициозных регионов сейчас предложить самые интересные эффекты.
Информационно-аналитическая группа
|