10 октября 2009г. в Калужской области на базе санаторно-оздоровительного комплекса «Вятичи»
состоялось заседание рабочей группы «Эффективность региональной системы оценки качества образования» и «Кадровая
модернизация общего образования» (координаторы группы – В.К.Бацын, С.В.Горохов).
На заседании присутствовали:
министр образования и науки Калужской области М.В.Дулинов, представители министерства образования и науки области,
региональная команда по реализации КПМО, руководители и сотрудники муниципальных органов управления образованием,
ММЦ, директора, общеобразовательных учреждений, представители общественных организаций управления школ, федеральная
и региональная аналитическая группа. Всего в работе группы приняли участие 31 человек.
В начале работы выступили
координаторы группы, которые обозначили основные задачи работы группы: − определение эффектов и
результатов модернизации системы повышения квалификации; − результативность, которой удалось достичь
в ходе модернизации образовательного пространства.
В ходе работы группы были сформулированы эффекты, которые были достигнуты в результате реализации
КПМО в Калужской области: − формирование представления об ученике цели и ресурсу развивающейся политики ОУ,
− превращение образовательной программы школы в механизм создания среды, в которой происходит
развитие ученика; − возникновение общего педагогико-родительского смыслового поля, в котором только и возможно
создание такой программы; − учет того, что к подростковому возрасту ребенок становится самостоятельным субъектом
с собственной (индивидуальной) образовательной программой.
Затем участники группы рассуждали по вопросу: «Что должно оцениваться в ребенке?».
Были выделены следующие общесоциальные компетентности: − здоровье (осознание ценности собственного
здоровья); − социализация (социально полезный опыт, позволяющий ориентироваться, принимать участие в жизни общества); − включенность
в культурный контекст (способность к межкультурному диалогу);
К личностным компетентностям были отнесены: − креативность
(способность к творчеству в различных областях жизнедеятельности); − коммуникативность (способность выстраивать
продуктивные взаимоотношения в различных социальных пространствах); − нацеленность на самообразование на протяжении
всей жизни; − самоорганизация собственного образовательного пространства.
Было отмечено, что на данный момент формирование этих компетентностей у ребенка не является
основанием для распределения стимулирующей части ФОТ. Следовательно – у педагога не появляется заинтересованности в
осуществлении иных, по сравнению с традиционными, форм деятельности, для достижения нового качества образования.
Владимир
Константинович также отметил, что недостаточно внимания уделяется социализации школьника, если под ней понимать собственный
опыт ребенка, возникающий в результате личного участия в каком-либо социальном действии. В этом случае задачей педагога (тьютора)
становится максимально широкое представление пространства социального взаимоотношения людей и организация позитивного включения
ребенка в эти пространства.
Далее представители группы обсуждали механизмы фиксирования результатов, например, через
поведение учеников, их позицию в конкретных вопросах.
В конце работы группы С.В.Горохов отметил важность проведения
работы по фиксации появляющихся эффектов и их анализу не только для предъявления итогов реализации КПМО широкой общественности
и МО РФ, но и для создания фундамента проекта «Наша новая школа». Без выявления, анализа эффектов невозможно дальнейшее
продвижение в модернизации образования.
Информационно-аналитическая группа
|